ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 5 сентября 2006 года N 540


О федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)"

(с изменениями на 31 декабря 2016 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 года N 805 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (ч.II), 01.01.2007);

постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 года N 299 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 22, 28.05.2007);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 773 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 47, 19.11.2007);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 933 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 51, 22.12.2008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 года N 1090 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 04.01.2010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 133 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 11, 14.03.2011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 года N 135 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 8, 25.02.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1263 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1298 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.12.2014, N 0001201412100027);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 895 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.09.2015, N 0001201509010056);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 1593 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.01.2017, N 0001201701090014).

____________________________________________________________________


В целях дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы, соблюдения прав и законных интересов заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы, приведения условий их содержания в соответствие с законодательством Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 895. - См. предыдущую редакцию)

     

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 сентября 2006 года N 540

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
(2007-2016 годы)" *О)

(с изменениями на 31 декабря 2016 года)

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года N 839-р

Государственный заказчик Программы

-

Федеральная служба исполнения наказаний

Основной разработчик Программы

-

Федеральная служба исполнения наказаний

Цель Программы

-

приведение условий содержания подследственных в следственных изоляторах и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством Российской Федерации для перехода к международным стандартам содержания подследственных в следственных изоляторах

Задачи Программы

-

реконструкция и строительство следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют законодательству Российской Федерации;

реконструкция и строительство исправительных учреждений, в которых условия содержания осужденных соответствуют законодательству Российской Федерации;

строительство 13 следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют международным стандартам

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 года N 135; в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 895; в редакции, введенной в действие с 17 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 1593. - См. предыдущую редакцию)

Важнейшие целевые показатели

-

количество следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют законодательству Российской Федерации (в процентах от общего количества следственных изоляторов);
количество исправительных учреждений, в которых условия содержания осужденных соответствуют законодательству Российской Федерации (в процентах от общего количества исправительных учреждений);
количество следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют международным стандартам (в процентах от общего количества следственных изоляторов)

Сроки и этапы реализации Программы

-

2007 - 2016 годы, реализуется в один этап

Объемы и источники финансирования Программы

-

объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 57674,0401 млн.рублей с учетом Программы прогноза цен на соответствующие годы, в том числе на капитальные вложения - 57674,0401 млн.рублей

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 773; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 года N 1090; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 133; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 года N 135; в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 895; в редакции, введенной в действие с 17 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 1593. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

к 2017 году условия содержания подследственных в 70,5 процента следственных изоляторов и осужденных в 61 проценте исправительных учреждений будут приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Это позволит уменьшить количество жалоб на условия содержания, улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в учреждениях уголовно-исполнительной системы.     

Ввод в эксплуатацию 13 следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных будут соответствовать международным стандартам, положит начало практической реализации в Российской Федерации Европейских пенитенциарных правил

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 года N 299; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 933; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 года N 135; в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 895; в редакции, введенной в действие с 17 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 1593. - См. предыдущую редакцию)

     

1. Характеристика проблемы


Современная уголовно-исполнительная система представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих различные виды наказаний, и включает в себя 1060 учреждений, из них 844 исправительных учреждения, 7 тюрем, 209 следственных изоляторов. В настоящее время в указанных учреждениях содержатся более 812 тыс. человек.

Количество содержащихся в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (далее - подследственные), и осужденных к лишению свободы (далее - осужденные) в исправительных учреждениях не зависит от деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, а определяется главным образом уровнем преступности в стране и судебной практикой.

Осуществление политики гуманизации уголовного законодательства способствовало сокращению количества подследственных и осужденных. Только в течение 2002 года количество подследственных сократилось на 40 процентов. Вместе с тем наметившееся после принятия нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации снижение наполняемости следственных изоляторов ко второй половине 2005 года практически приостановилось в связи с ростом численности подследственных. В отдельных регионах наполняемость следственных изоляторов превышает установленный лимит наполнения, причем весьма значительно.

Среднестатистическая годовая численность подследственных составляет 152,6 тыс. человек. При лимите наполнения следственных изоляторов в 147,8 тыс. человек эти учреждения 6 - 8 месяцев в году оказываются переполненными.

Согласно требованиям законодательства Российской Федерации размещение в камерах подследственных и осужденных производится с учетом их личности и психологической совместимости, а также пола и возраста. Подследственные содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения. Согласно Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" им предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере в расчете на одного подследственного установлена в размере 4 кв. метров.

В среднем по Российской Федерации в результате проделанной работы по строительству и реконструкции следственных изоляторов в рамках федеральной целевой программы "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы" количество мест в следственных изоляторах, в которых условия содержания подследственных соответствуют законодательству Российской Федерации, к концу 2006 года будет доведено до 94,4 процента. Логическим продолжением этой работы будет являться федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)" (далее - Программа).

Установленная законодательством Российской Федерации норма санитарной площади в камере в расчете на одного подследственного в настоящее время реально обеспечивается только в учреждениях, расположенных в 40 субъектах Российской Федерации. Следовательно, наполняемость следственных изоляторов превышает установленный лимит наполнения, причем в отдельных регионах весьма значительно. В 20 субъектах Российской Федерации норма санитарной площади в камере в расчете на одного подследственного составляет менее 4 кв. метров, а в 18 субъектах Российской Федерации (Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Краснодарский, Пермский и Хабаровский края, Астраханская, Калужская, Костромская, Курганская, Московская, Новосибирская, Свердловская, Смоленская, Томская и Тульская области) - менее 3 кв. метров, что является нарушением прав подследственных.

В 3 субъектах Российской Федерации (Республика Хакасия, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий автономный округ) следственные изоляторы отсутствуют, что приводит к различным издержкам при исполнении меры пресечения в виде заключения под стражу и обеспечении следственных действий.

Значительная часть следственных изоляторов находится в старых зданиях. За последние годы из-за неудовлетворительного состояния произошло обрушение строительных конструкций режимных корпусов в следственных изоляторах Астраханской, Магаданской, Московской, Тамбовской, Читинской и других областей. В настоящее время рассматривается вопрос о прекращении эксплуатации 12 следственных изоляторов (Республика Дагестан, Республика Карелия, Чувашская Республика, Астраханская, Белгородская, Вологодская, Воронежская, Камчатская, Костромская, Свердловская, Тамбовская и Тульская области).

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации норма санитарной площади на одного осужденного в зависимости от вида исправительного учреждения составляет от 2 до 5 кв. метров.

В настоящее время в исправительных учреждениях Российской Федерации недостает более 6,4 тыс. комнат длительных свиданий, 9 тыс. мест в столовых, 19 тыс. мест в общежитиях для проживания осужденных, 1,2 тыс. мест в банях, а также прачечных мощностью более чем на 14,4 тыс. килограммов белья в сутки, очистных сооружений более чем на 12 тыс. куб. метров в сутки и канализационных сетей протяженностью более чем 33,16 километра. В целом к 1 января 2007 года только в 100 следственных изоляторах (47,8 процента общего количества) и 269 исправительных учреждениях (31,9 процента общего количества) условия содержания подследственных и осужденных будут соответствовать законодательству Российской Федерации.

В связи с этим острейшей проблемой уголовно-исполнительной системы остается приведение условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Основными факторами, определяющими развитие уголовно-исполнительной системы, являются международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями.

Присоединение Российской Федерации в 1996 году к Уставу Совета Европы и в 1998 году - к Конвенции о защите прав человека и основных свобод актуализировало задачу приведения уголовно-исполнительной системы в соответствие с правовыми стандартами Совета Европы, которые в последние годы претерпели значительные изменения относительно содержания тюремного управления и обращения с заключенными (подследственными, осужденными).

В январе 2006 года были приняты Европейские пенитенциарные правила. Их новая редакция базируется на решениях Европейского Суда по правам человека, применяющего Европейскую конвенцию по защите прав человека для защиты основных прав заключенных и использования международных стандартов обращения с заключенными, которые содержатся в рекомендациях Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее - Европейский комитет).

Учитывая, что минимум норматива санитарной площади, приходящейся на одного человека, определяется Европейским комитетом в размере 7 кв. метров, Европейский Суд по правам человека в своих решениях ориентируется на этот примерный стандарт при обустройстве камер. Как отмечается в комментариях Совета Европы к Европейским пенитенциарным правилам, есть основания полагать, что  норма санитарной площади на одного заключенного будет определена Европейским комитетом в пределах 9 - 10 кв. метров.

В настоящее время размер санитарной площади на одного подследственного соответствует международным стандартам только в 3 следственных изоляторах (Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Камчатская область), однако 2 из них (Республика Дагестан и Камчатская область) из-за аварийного состояния подлежат закрытию.

Следует также учитывать, что согласно Европейским пенитенциарным правилам отсутствие достаточного количества ресурсов для достойного содержания заключенных не может являться оправданием нарушения их человеческих прав.

Подписание Российской Федерацией ряда международных договоров, касающихся обеспечения прав и законных интересов заключенных, диктует необходимость неуклонного внедрения международных стандартов обращения с заключенными в практику исполнения наказаний.

Согласно Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации - составные части правовой системы нашего государства. Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества и способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций. Не случайно последовательное исполнение международных обязательств, обеспечение прав и свобод человека относятся к числу приоритетных задач социально-экономического развития страны на ближайшие 10 лет, что подчеркнуто Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Таким образом, исполнение положений законодательства Российской Федерации, приведение уголовно-исполнительной системы в соответствие с международными стандартами, выполнение обязательств, принятых на себя Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, рекомендаций Комитета министров Совета Европы по вопросам, связанным с Европейскими пенитенциарными правилами, поддержание престижа страны на международном уровне, а также последовательное выполнение положений Конституции Российской Федерации и предписаний, содержащихся в указах и посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, соответствуют основным приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации.

Уклонение от исполнения принятых обязательств может негативно отразиться на социально-экономических и политических преобразованиях в Российской Федерации, а также серьезно подорвать ее международный авторитет.

Выполнение международных обязательств является задачей государственной важности. Обеспечение реализации прав подследственных и осужденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными стандартами требует значительной государственной поддержки.

Невыполнение международных обязательств приведет к росту количества жалоб на нарушение прав заключенных, негативной реакции со стороны как российских, так и международных общественных и правозащитных организаций.

Создание надлежащих условий содержания подследственных и осужденных с помощью программно-целевого метода позволит обеспечить рациональное и адресное расходование средств, учесть потребности субъектов Российской Федерации в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Реализация Программы позволит приступить к выполнению требований Европейского комитета и обязательств, взятых Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, а также ряда международных договоров, касающихся обеспечения прав и законных интересов подследственных и осужденных, подписанных Российской Федерацией.

При решении проблемы возможны риски из-за неопределенности ежегодного прогноза численности подследственных и осужденных, которые могут содержаться в учреждениях уголовно-исполнительной системы и которым должны быть обеспечены условия содержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными стандартами.

С учетом прогнозных оценок развития криминальной обстановки в стране существует вероятность роста количества общественно опасных деяний, из-за чего может возникнуть потребность в дополнительных местах в следственных изоляторах, не учтенных в Программе. Колебания численности подследственных в отдельные месяцы будут превышать установленный лимит наполнения следственных изоляторов.

2. Основная цель и задачи, сроки реализации, а также важнейшие целевые показатели Программы


Целью Программы является приведение условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством Российской Федерации для перехода к международным стандартам содержания подследственных в следственных изоляторах.

Задачами Программы являются:

реконструкция и строительство следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют законодательству Российской Федерации;

реконструкция и строительство исправительных учреждений, в которых условия содержания осужденных соответствуют законодательству Российской Федерации;

строительство 13 следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют международным стандартам.

(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 года N 299; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 933; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 года N 135; в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 895; в редакции, введенной в действие с 17 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 1593. - См. предыдущую редакцию)

Важнейшими целевыми показателями, позволяющими оценивать ход реализации Программы, являются:

количество следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют законодательству Российской Федерации (в процентах от общего количества следственных изоляторов);

количество исправительных учреждений, в которых условия содержания осужденных соответствуют законодательству Российской Федерации (в процентах от общего количества исправительных учреждений);

количество следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют международным стандартам (в процентах от общего количества следственных изоляторов).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»