РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (86) 15
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

По содействию развитию ремесел деятельности,
связанных с сохранением архитектурного наследия

Принята
 Комитетом Министров
 16 октября 1986 года
 на 400-м заседании
 заместителей Министров



Комитет Министров на основании ст.15.b. Устава Совета Европы,

Принимая во внимание тот факт, что цель Совета Европы - достижение более тесного единства между его членами для дальнейшего экономического и социального прогресса;

Принимая во внимание конвенцию по защите архитектурного наследия Европы, подписанную 3 октября 1985 года;

Принимая во внимание рекомендацию N R (81) 13 по оказанию помощи отдельным видам исчезающих ремесел в контексте возрождения ремесленной деятельности;

Принимая во внимание, что в современной Европе:

- возрастающая важность политики реставрации и реконструкции архитектурного наследия означает, что народные промыслы снова становятся значительным фактором экономической и социальной жизни;

- народные промыслы и технические навыки, связанные с этой деятельностью, составляют значительную часть европейского наследия;

- развитие ремесел повлечет создание новых рабочих мест, может помочь возродить и стимулировать экономику в целом;

- в будущем сохраняемые ремесла предоставят дополнительные возможности по личностной самореализации и трудоустройству молодежи;

- возрождение народных промыслов, поддержание высоких стандартов реставрационных работ, а также содержание архитектурного наследия зависят от наличия более квалифицированной рабочей силы и лучшего взаимопонимания как на стадии переговоров, составления контрактов, так и на объектах строительства, рекомендует правительствам государств-участников в отношении подготовки специалистов, сохранения архитектурного наследия и организации профессионального обучения, проводить политику, базирующуюся на следующих принципах:

А. Обеспечение будущего посредством улучшения подготовки специалистов и социальной поддержки ремесленников

Подготовка специалистов по сохранению архитектурного наследия проводится для ремесленников трех основных категорий: молодых людей, намеревающихся заниматься ремеслом; ремесленников, желающих повысить свою квалификацию или пройти специализацию, и специалистов-ремесленников, желающих получить более высокий уровень мастерства и возможность обмена опытом. Каждая категория требует наличия специальной программы профессиональной подготовки, которые предоставят возможность карьерного роста и социального продвижения, так необходимых для повышения статуса ремесленника.

а. Базовое обучение, включающее теорию и практику.

- Практическая работа на реставрационных объектах, на обучающих объектах или в соответствующих профессионально-технических мастерских образует центральное звено первоначального обучения реставрации и содержания в исправности архитектурных сооружений. Общее образование и теоретическая подготовка является ее важными составляющими.

- Обучение, предоставляемое независимыми центрами вне фирм, должно предлагать ремесленникам курсы усовершенствования мастерства по отдельным видам ремесел. Ввиду своей узкой специализации, малые и средние фирмы не всегда могут предоставить полный спектр профессиональной подготовки по отдельно взятому ремеслу.

- Учителя и наставники должны иметь как практические, так и теоретические знания, приобретенные за годы работы на реставрационных объектах. Они должны быть знакомы с основными принципами сохранения строений и современными реставрационными технологиями.

- Организации, профессионально занимающиеся реставрацией, и официальные власти должны постоянно сотрудничать, чтобы адаптировать обучающие программы к требованиям, выдвигаемым к объектам, представляющим архитектурную ценность, экономическим нуждам и интересам отдельных рабочих.

b. Принятие во внимание профессиональных умений ремесленника при его трудоустройстве и обеспечение карьерного роста.

- За первоначальную и дальнейшую подготовку в соответствии с уровнем полученного мастерства должны быть присвоены соответствующие квалификационные разряды.

- В случае перспективы карьерного роста объем обязанностей и заработная плата зависят от получения дополнительных профессиональных умений.

- По возможности должно быть обеспечено получение сертификатов и грантов, как в других сферах деятельности, путем заключения соглашения между различными организациями и властями.

- Будущим мастерам и управляющим участков должна быть предоставлена специальная подготовка.

- Дальнейшая подготовка должна включать не только обучение традиционным технологиям, но ознакомление с новыми технологиями, а также культурное обогащение личности.

В. Стимулирование развития ремесел и содействие исполнению контрактов

Процветание ремесел зависит как от поддержания деятельности свободной рыночной экономики в государствах-членах, так и от улучшения условий для исполнения контрактов и работы на реставрационных объектах.

a. Посредством поддержания уровня активности ремесленных фирм.

- Число заказов со стороны официальных властей, которые часто являются владельцами зданий, напрямую влияет на выживание и увеличение количества реставрационных фирм. Развитию ремесел должно быть, следовательно, выделено соответствующее место в государственном, региональном и местном экономическом планировании.

- Поощрение выполнения частных заказов также стимулирует развитие фирм. Низкопроцентные займы и субсидии, предоставляемые владельцам частной собственности для сохранения архитектурного наследия, поддерживают заинтересованность рынка, представляя тем самым дополнительный источник доходов.

- Системы, объединяющие общественные и частные фонды на государственном, региональном или местном уровнях, являются решением широкого спектра проблем, в частности, разделение стоимости между определенным количеством общественных и частных организаций, позволяет осуществлять работу в тех случаях, когда владелец или арендатор здания не в состоянии оплатить стоимость реставрационных работ самостоятельно.

- Несмотря на то, что реставрационные работы, требующие особого мастерства, должны выполняться отдельными хорошо зарекомендовавшими себя фирмами, ситуации монополии на данный вид работ должны быть исключены. Существование малых и средних фирм, имеющих высококвалифицированных специалистов, является лучшим гарантом сохранения архитектурного наследия.

- В определенных условиях финансовая поддержка со стороны официальных властей может быть необходима для поддержания работы высококвалифицированных специалистов, которая является жизненно необходимой для сохранения архитектурного наследия, но вследствие низкой востребованности является нерентабельной для малых и средних фирм.

b. Посредством развития навыков общения за столом переговоров и на местах.

- Каждая реставрационная программа должна быть основана на тщательном изучении и предварительном осмотре здания. Это изучение, представляющее собой результат сотрудничества сторонников сохранения старины, археологов и архитекторов, должно быть осуществлено до составления программы. Тесное сотрудничество между архитектором и владельцем здания должно быть подкреплено точным проектированием, сметой и наглядными материалами, а по возможности образцами или макетами.

- Во избежание ошибок и задержек должен существовать хорошо налаженный механизм обмена информацией между всеми лицами, имеющими отношение к проведению данных работ.

- Дополнительно к "вертикальному" сотрудничеству необходимы более эффективные "горизонтальные" потоки информации между бригадами специалистов по различным видам работ, занятыми на конкретном участке. Междисциплинарный метод, основанный на эффективном общении, ведет к достижению лучшей организации работ, а также к значительной экономии.     

     

С. Адаптация ремесел к новшествам: выбор материалов

Как правило, при реставрационных работах используются традиционные материалы. Однако они не отвечают всем требованиям данного рода деятельности. Традиционные материалы, даже импортные, могут быстро закончиться. И если приходится использовать материалы-заменители, то их огромное количество, представленное на рынке, и недостаток опыта их использования создают проблему выбора. Во избежание ошибок, наносящих ущерб архитектурному наследию, необходимо принять меры предосторожности и изучить опыт работы по использованию данных материалов.

a. Посредством предоставления всевозможной помощи для выживания и возрождения фирм, занимающихся производством традиционных материалов.

Соответствующие государственные, региональные и местные власти должны помогать выживанию фирм, занимающихся производством традиционных материалов, путем поддержания спроса и принятия необходимой информационной стратегии.

b. Посредством более тщательного отбора материала-заменителя.

Отрасли, использующие такие материалы, должны быть тщательно информированы относительно природы, характера и эффективности новых материалов, находящихся в продаже, а также о свойствах их изнашивания.

D. Вхождение в европейский процесс обмена опытом и специалистами

На двустороннем и многостороннем уровнях под руководством Совета Европы, а там, где необходимо, под руководством других специальных учреждений, важно:

a. Интенсифицировать процесс обмена специалистами центров подготовки реставраторов:

- В европейских странах увеличивается количество различных центров подготовки специалистов. Следовательно, должен быть налажен процесс регулярного обмена информацией, опытом, мастерами как между этими центрами, так и с Европейским Центром Подготовки Ремесленников и Венецией - Сан Серволо.

- Регулярные встречи преподавателей этих центров под руководством Совета Европы могут способствовать координации их деятельности.

- Высокий уровень специализации европейских обменов специалистами вносит большой вклад в развитие ремесел и способствует повышению уровня профессионализма и личностной реализации.

- Обмен молодыми людьми, намеревающимися заниматься ремеслами, связанными с сохранением архитектурного наследия, с европейской точки зрения, имеет огромное значение и может иметь форму объединенных курсов.

b. Развивать процесс обмена информацией.

Материалы и центры технической информации различных европейских стран должны быть взаимосвязаны, особенно те, которые расположены на трансграничных территориях с аналогичными архитектурой и материалами.



Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия.
Екатеринбург, 2001 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»