ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 307018-4 "О внесении изменений в статью 82
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы
Г.Н.Селезневым, В.А.Рыжковым, Г.П.Хованской, О.Г.Дмитриевой и другими
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 82 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), снизив с семи до трех процентов минимальный процент голосов избирателей, который необходимо набрать федеральному списку политической партии для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственную Думу.
В связи с данным предложением необходимо отметить, что, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 ноября 1998 г. N 26-П (признав в целом конституционность наличия в избирательном законодательстве "заградительного барьера"), принципиальным является не наличие или отсутствие так называемого "заградительного барьера", а те условия, при которых этот барьер является конституционно допустимым. В частности отмечалось, что избирательные объединения, преодолевшие установленный барьер, должны в совокупности получить на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании с тем, чтобы был соблюден принцип большинства. Наряду с этим в законодательстве должны быть предусмотрены механизмы, при которых даже в случае получения одним избирательным объединением абсолютного большинства голосов избирателей, принявших участие в голосовании, ему не могут быть переданы все депутатские мандаты.
Кроме того, в настоящий момент в соответствии с частями 8 и 9 статьи 82 Федерального закона к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей.
Так, в случае если федеральные списки политических партий, преодолевшие 7-процентный барьер, в совокупности набрали менее 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки политических партий, набравшие менее семи процентов голосов избирателей, пока федеральные списки политических партий не наберут в совокупности более 60 процентов голосов избирателей. Если за один федеральный список кандидатов подано более 60 процентов голосов избирателей, а остальные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей из числа федеральных списков, получивших менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
С другой стороны, необходимо принимать во внимание и тот факт, что осуществленная в 2005-2006 годах реформа избирательной системы Российской Федерации была направлена на создание дополнительных условий для формирования партийной модели функционирования парламента, что в свою очередь требует некоторого укрупнения партий, обеспечивающего реальную их конкуренцию. Достижение такого эффекта возможно при наличии относительно высокого "заградительного барьера".
Таким образом, в современных условиях отсутствует необходимость, а также целесообразность снижения "заградительного барьера".
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков
Текст документа сверен по:
рассылка