Недействующий

Специальный технический регламент "О питьевой воде и питьевом водоснабжении"

     Финансово-экономическое обоснование введения в действие
Федерального закона - специального технического регламента
"О питьевой воде и питьевом водоснабжении"


Проблема обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве стала одной из главных во многих регионах страны. Без ее кардинального решения невозможно сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, решения многих социальных проблем, связанных с повышением уровня жизни людей.

Напряженная ситуация с водообеспечением населения вызвана недостаточным развитием систем водопроводно-канализационного хозяйства, старением его основных производственных фондов, низким качеством вод поверхностных водных объектов, слабым внедрением в практику передовых научно-технических достижений, отсутствием средств на модернизацию систем водоснабжения и водоотведения, экономически неэффективной работой муниципальных предприятий (которых более 90%), эксплуатирующих централизованные системы водоснабжения и водоотведения. Многие водоочистные сооружения не справляются с очисткой природной воды, так как существующие технологии в условиях продолжающегося ухудшения качества воды в водоисточниках не могут обеспечить очистку, соответствующую установленным в России нормативам.

В городах и поселениях Российской Федерации эксплуатируется около 10 тыс. систем питьевого водоснабжения (водопроводов). Общая мощность городских водопроводов 72,5 млн. м в сутки, из них 69 процентов приходится на муниципальные водопроводы, обеспечивающие водопотребление во всех городах страны. Годовой объем водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды составляет порядка 13,5 кубических километров. Общая протяженность водоводов и уличной водопроводной сети в городах и поселениях составляет более 200 тыс. км, из которых в ветхом состоянии находится около 65 тыс. км., в связи с чем имеют место частые аварии, в результате которых многие населенные пункты на длительный срок остаются без питьевой воды.

Имеющиеся мощности коммунальных водопроводов используются со значительной перегрузкой и не обеспечивают бесперебойного водоснабжения. Нехватка мощностей водопроводов составляет почти 10 млн. метров в сутки, в том числе коммунальных водопроводов - 7,6 млн. метров в сутки.

В 2002 году каждая пятая исследованная проба питьевой воды из разводящих водопроводных сетей не соответствовала санитарным нормам по санитарно-химическим и каждая десятая - по микробиологическим показателям. В целом по Российской Федерации доля проб питьевой воды, не отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям по паразитарным показателям, составила 1,6 процента.

Годовой объем водопотребления для нужд сельскохозяйственного водоснабжения составляет 3,9 кубических километров или 10,8 млн. метров в сутки, при этом расход воды в коммунальном секторе составляет 2,8 млн. метров в сутки.

Водоснабжение сельских населенных пунктов базируется в основном на использовании подземных вод, которые обеспечивают более 80 процентов общего объема водопотребления.

Из 152 тыс. сельских населенных пунктов России, в которых проживает 39,5 млн. человек, централизованными системами питьевого водоснабжения охвачено 73 тыс. населенных пунктов с населением 25,4 млн. человек или 64 процента сельского населения страны.

Системы централизованного питьевого водоснабжения в сельской местности представлены в основном локальными водопроводами, имеющими водозаборные скважины, емкостные сооружения, водопроводные сети. Внутренними системами водопровода оборудованы 30 процентов жилого фонда сельских населенных пунктов, имеющих централизованные системы питьевого водоснабжения.

Осуществляют водопользование из водоразборных колонок - 40 процентов сельских жителей; 30 процентов сельского населения пользуются водой из шахтных и мелкотрубчатых колодцев, открытых водоемов и родников.

В сельской местности пользуются питьевой водой, не соответствующей санитарным нормам, около 29 млн. человек.

Свыше 11 процентов сельского населения используют без водоподготовки подземные воды с минерализацией от 7 до 15 мг-экв./л.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 292 утверждена Концепция Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой".

Этим постановлением было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить в 1998 году разработку на базе Концепции Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" региональных программ обеспечения населения питьевой водой.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации предусматривалось, что не менее 91 процента средств, необходимых для осуществления первоочередных мероприятий, должны выделяться из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также привлекаются из внебюджетных источников.

Федеральная целевая программа "Обеспечение населения России питьевой водой" (далее - Программа) была доработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 года N 449-р с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водообеспечения населения, а также с учетом мероприятий, предусмотренных в региональных программах обеспечения населения питьевой водой, разработанных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основными задачами Программы являются: достижение действующих в России нормативов качества питьевой воды в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", повышение эффективности и надежности систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных требований, совершенствование технологии обработки питьевой воды на станциях водоподготовки, развитие систем водозабора и водоподачи, а также совершенствования нормативно-правовой базы и хозяйственного механизма водопользования, стимулирующих экономию питьевой воды и обеспечение ее качества

При составлении Программы были учтены мероприятия по водообеспечению населения, имеющиеся в утвержденных федеральных целевых программах по социально-экономическому развитию отдельных субъектов Российской Федерации, программах по развитию крупных регионов России ("Возрождению Волги", "Каспий", "Сибирь", "Дальний Восток и Забайкалье"), в программах по бассейнам рек ("Бассейн р. Томи" и др).

В состав Программы вошли три главные инвестиционные подпрограммы - строительство и реконструкция городских централизованных систем водоснабжения, строительство и реконструкция систем водоснабжения сельских населенных пунктов, строительство водохранилищ питьевого назначения и обустройство зон санитарной охраны источников питьевого назначения и т.д.

Реализация программных мероприятий осуществляется в период с 2005 года по 2013 год в два этапа: 1 этап - 2005-2008 и 2 этап - 2009-2013 годы.

Прогнозируемые объемы финансирования реализации этих мероприятий приняты в размере 202 млрд. рублей (в ценах 2003 года), в том числе:

- по подпрограмме строительства и реконструкции городских централизованных систем водоснабжения 70,6 млрд. рублей;

- по подпрограмме строительства и реконструкции систем водоснабжения сельских населенных пунктов - 104, 1 млрд. рублей. Указанные объемы финансирования определены с учетом возможного роста ежегодных инвестиций при сложившихся объективных экономических условиях. Суммарные инвестиции, заявленные в региональных программах обеспечения населения питьевой водой, превышали 400 млрд. рублей, их реализация в установленный срок до 2013 года потребовало бы резкого роста капитальных вложений, что представлялось нереальной задачей. Кроме того, в представленных программах предусматривалось лишь экстенсивное развитие систем водоснабжения и канализации городов.

Инвестиционная подпрограмма - строительство и реконструкция городских централизованных систем водоснабжения предусматривает: строительство и реконструкцию водозаборов подземных вод; строительство и реконструкцию водозаборов поверхностных вод; реконструкцию и технические перевооружение водоочистных станций; строительство и модернизацию магистральных водоводов; строительство, реконструкцию и реновацию внутригородских водоводов и водопроводных сетей; реконструкцию систем водоснабжения жилых зданий.

Строительство и реконструкция водозаборов подземных вод предусматривает объем финансирования 1 этапа в 6457 млн. рублей, 2 этапа - 12768 млн. рублей.

Инвестиционная подпрограмма - строительство и реконструкция систем водоснабжения сельских населенных пунктов предусматривает: строительство и реконструкцию централизованных систем водоснабжения; строительство и реконструкцию децентрализованных систем водоснабжения; строительство и реконструкцию групповых водопроводов, изготовление и монтаж установок и станций опреснения и обезжелезивания воды в контейнерном и блочно-модульном исполнении, обустройство зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения; строительство производственных и эксплуатационных баз.

Реализация подпрограммы строительство и реконструкция городских централизованных систем водоснабжения предполагается в 2 этапа, в том числе 1 этап - 24332 млн. рублей, 2 этап - 46299 млн. рублей. Источники финансирования федеральный бюджет - 1907 млн. рублей, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 48524 млн. рублей и внебюджетные средства - 20200 млн. рублей.

Строительство и реконструкция водозаборов подземных вод предусматривает объем финансирования 1 этапа в 6457 млн. рублей, 2 этапа - 12768 млн. рублей.