РЕКОМЕНДАЦИЯ N 1353 (1998 год)*

________________

* Дебаты в Ассамблее 27 января 1998 года (3-е заседание) (см. док. N 7888, доклад Комитета по культуре и образованию, докладчик: г-жа Исохоокана Асунмаа). Текст принят Ассамблеей 27 января 1998 года (3-е заседание).

Доступ меньшинств к высшему образованию



1. Ассамблея считает, что меньшинства должны иметь возможность выражать свою уникальность и развивать свое образование, культуру, язык и традиции, и что государства должны принимать все необходимые меры для этих целей. Более того, для Европы это единственный способ сохранить ее богатое культурное разнообразие.

2. Образование является основным правом человека и поэтому доступ на всех уровнях, включая высшее образование, должен быть одинаков для всех постоянных резидентов государств, подписавших Европейскую конвенцию по культуре.

3. Это не соответствует действительности в настоящее время, так как представители национальных меньшинств часто недостаточно представлены в высшем образовании. Стоимость снабжения, проблемы признания квалификации, отсутствие достаточного начального и среднего образования и, в некоторых случаях, политическое сопротивление усугубляют ситуацию.

4. Согласно некоторым исследованиям и, в частности, результатам трехлетнего проекта по доступности высшего образования в Европе, проведенного Комитетом по высшему образованию и исследованиям в области культуры (CC-HER) Совета по культурному сотрудничеству - социальное и экономическое положение меньшинств довольно часто является препятствием для получения ими высшего образования. Особенно это касается цыган.

5. Статистические данные по получению меньшинствами высшего образования во многих странах Европы оказываются, по различным причинам, очень неполными.

6. Поэтому Ассамблея рекомендует Комитету Министров призвать правительства государств, подписавших Европейскую конвенцию по культуре, принять во внимание следующие принципы при пересмотре своей национальной политики в области образования:

i. правительства должны избегать обусловливания исключительного использования официального языка и воздерживаться от преследования политики, направленной на ассимиляцию национальных меньшинств в культуру большинства;

ii. лица, принадлежащие языковым меньшинствам, должны получать доступ к приемлемым видам и уровню государственного образования на их родном языке для подготовки к высшему образованию;

iii. все граждане должны иметь возможность изучать свой родной язык и культуру в целом, а также на уровне высшего образования; лица, принадлежащие к меньшинствам, должны стимулироваться к получению высшего образования в своей стране и за рубежом; необходимо стимулировать взаимное признание квалификации, особенно в соседних странах;

iv. правительства должны признать получение доступа к высшему образованию основным правом и создавать институты с этой целью; такие институты должны официально поддерживаться при подтверждении ими своего приемлемого качества - на беспристрастной и справедливой основе - и демонстрации спроса; язык не должен являться критерием признания институтов или квалификации;

v. учреждения высшего образования должны разрабатывать программы помощи для предоставления доступа меньшинствам, например, путем более тесного сотрудничества с учреждениями среднего образования;

vi. студенты - представители меньшинств должны иметь возможность сдавать вступительные экзамены для получения высшего образования на своем родном языке;

vii. система льгот, предоставляемых при вступительных экзаменах в отношении языка, может использоваться как средство поощрения лиц, принадлежащих к языковым меньшинствам;

viii. молодые люди - представители меньшинств, должны, как и другие молодые люди и на тех же условиях, иметь возможность получить профессионально-техническое образование после основного образования и получать образование на всех уровнях, как на родном, так и на ином языке, без каких-либо дополнительных финансовых препятствий;

ix. особые курсы по языкам и культуре меньшинств должны включаться в учебные планы педагогических институтов;

х. новые информационные и коммуникационные технологии должны более широко использоваться, так как они хорошо подходят для обучения меньшинств или студентов из географически удаленных районов;

xi. доступ меньшинств к высшему образованию, а также их последующее участие в нем, должны контролироваться на основе данных, добровольно предоставляемых студентами и в соответствии с принципами охраны информации.

7. Ассамблея также рекомендует Комитету Министров:

i. предоставить экспертную помощь, например, с помощью Комитета по высшему образованию и исследованиям в области культуры (CC-HER), и внедрения экспериментальных проектов, университетам и правительствам в тех странах, где меньшинства испытывают трудности с получением доступа к высшему образованию;

ii. поддерживать исследования по проблеме меньшинств в высшем образовании в Европе;

iii. рассмотреть принятие проекта рекомендации о доступе к высшему образованию, одобренного Советом по культурному сотрудничеству 22 января 1998 года.


Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов Совета Европы

о сохранении культурного наследия, часть 2 -

Екатеринбург, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»