Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2006 года N 10


Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Ростехнадзора от 22 ноября 2019 года N 448
____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -

Письмо Минюста России от 12.02.2007 N 01/1103-АБ.

______________________________________________________________


Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

постановляет:


Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2007 года прилагаемые федеральные нормы и правила "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-06).

Руководитель
К.Б.Пуликовский

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому и
атомному надзору
от 19 декабря 2006 года N 10  

     

ТРЕБОВАНИЯ
к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии
на исследовательских ядерных установках
НП-075-06

     

Введены в действие
с 1 марта 2007 года



Настоящий нормативный документ устанавливает требования к содержанию разрабатываемого эксплуатирующей организацией Плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках и определяет организационные мероприятия по обеспечению его выполнения.

Выпускается впервые*.

________________

* Нормативный документ разработан в Научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности при участии Ковалева В.Ф., Маклакова В.В., Остапчука В.П., Парамонова В.В. (НТЦ ЯРБ), Грачева М.И., Кочеткова О.А. (ФМБА России), Трофимова Н.Д. (Росатом). При разработке учтены предложения специалистов ФГУ РНЦ "Курчатовский институт", ФГУП "ГНЦ РФ-ФЭИ", ФГУП "ГНЦ РФ НИИАР", ПИЯФ РАН.


Разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также рекомендаций, приведенных в документе МАГАТЭ "Готовность и реагирование в случае ядерной и радиационной аварийной ситуации" (GS-R-2).

Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 12 февраля 2007 года N 01/1103-АБ).

     

Термины и определения


В целях настоящего документа используются следующие термины и определения.

1. Авария локальная - авария, последствия которой ограничиваются одним помещением (зданием).

2. Авария местная - авария, последствия которой ограничиваются территорией санитарно-защитной зоны.

3. Авария общая - авария, последствия которой распространяются за пределы санитарно-защитной зоны.

4. Неотложные работы - аварийные работы, направленные на спасение и поиск людей, оказание помощи пострадавшим (аварийно-спасательные работы), а также работы, направленные на:

- устранение завалов, препятствующих проведению спасательных работ;

- локализацию и тушение пожаров;

- восстановление поврежденных защитных сооружений;

- устранение причин, способствующих распространению радиоактивных веществ в окружающей среде и повторному возникновению пожаров, взрывов и пр.

5. Разведка (общая и радиационная) - мероприятия, проводимые в зоне чрезвычайной ситуации с целью определения состояния и степени разрушения помещений, зданий и оборудования ИЯУ, выявления пожаров, завалов на путях подхода и подъезда пожарной и другой техники к месту аварии и местам пожаров (общая разведка) или с целью установления границ зон радиоактивного загрязнения территории, интенсивности радиационного излучения, состава радионуклидов, степени радиоактивного загрязнения помещений, зданий и оборудования (радиационная разведка).

6. Режим повышенной готовности (состояние "Аварийная готовность") - режим функционирования ИЯУ и эксплуатирующей организации в целом в обстановке, сложившейся после нарушения нормальной эксплуатации ИЯУ и требующей оперативного вмешательства с целью предотвращения аварии.

7. Режим чрезвычайной ситуации (состояние "Аварийная обстановка") - режим функционирования ИЯУ и эксплуатирующей организации в целом в обстановке, сложившейся после возникновения аварии на ИЯУ и требующей реализации мероприятий по защите персонала и (или) населения и окружающей среды.

1. Назначение и область применения

1.1. Настоящий нормативный документ устанавливает требования к содержанию Плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках (ИЯУ) и определяет организационные мероприятия, направленные на обеспечение его выполнения.

1.2. Настоящий нормативный документ распространяется на сооружаемые, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ИЯУ любого типа и любой категории потенциальной радиационной опасности.

2. Общие требования к плану мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ

2.1. План мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках (далее - План мероприятий) разрабатывается эксплуатирующей организацией и должен быть утвержден ее руководителем после согласования со всеми организациями, участие которых может потребоваться при проведении работ по ликвидации последствий аварии на ИЯУ, включая:

- для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности - с Региональным управлением Федерального медико-биологического агентства (РУ ФМБА России), с постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня;

- для ИЯУ III и IV категорий потенциальной радиационной опасности - с РУ ФМБА России.

2.2. План мероприятий следует разрабатывать, исходя из рассмотренных возможных проектных и запроектных аварий на ИЯУ, характеризующихся наихудшими радиационными последствиями, и с учетом специфики предстоящего этапа жизненного цикла ИЯУ.

2.3. План мероприятий для сооружаемых ИЯУ должен быть разработан и введен в действие до ввода в эксплуатацию ИЯУ.

2.4. Эксплуатирующая организация, имеющая несколько ИЯУ, должна обеспечить разработку для каждой ИЯУ своего (объектового) плана мероприятий по защите персонала, являющегося составной частью Плана мероприятий и содержащего информацию, установленную в подразделах 3.2.1-3.2.3, 3.2.5, 3.3.1, 3.3.4, 3.3.5, 3.3.7, 3.3.9-3.3.11 настоящего нормативного документа.

2.5. План мероприятий должен пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

2.6. В случае ввода в эксплуатацию новых ИЯУ, после реконструкции действующих ИЯУ или введения в действие новых нормативных документов и по результатам проверки готовности эксплуатирующей организации к аварийному реагированию в процессе тренировок и учений в действующий План мероприятий должны вноситься необходимые изменения и дополнения.

2.7. План мероприятий должен быть взаимоувязан в вопросах своевременного оповещения об угрозе (факте) аварии, объеме и периодичности передачи текущей информации и координации действий с Планом мероприятий по защите населения в случае аварии на исследовательских ядерных установках.

3. Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ

3.1. Общие положения

3.1.1. Должно быть приведено краткое описание выполняемых в эксплуатирующей организации ядерно- и радиационно опасных работ, представлен перечень исследовательских реакторов, критических сборок и подкритических сборок, а также хранилищ ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, других ядерно- и радиационно опасных участков, находящихся на площадках ИЯУ эксплуатирующей организации.

3.1.2. Должно быть показано, что в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами в эксплуатирующей организации создана система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющаяся подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня, при этом:

- определены соответствующим положением компетенция и полномочия комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в эксплуатирующей организации (далее - КЧСО), обеспечивающей организацию и руководство выполнением работ по предупреждению аварий и ликвидации их последствий;

- определены приказом руководителя эксплуатирующей организации персональный состав КЧСО и руководитель аварийных работ;

- определены соответствующим положением компетенция и полномочия специальных подразделений или работников эксплуатирующей организации, уполномоченных решать задачи по защите персонала от чрезвычайных ситуаций и по гражданской обороне;

- создана дежурно-диспетчерская служба, осуществляющая повседневное управление системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций эксплуатирующей организации;

- создана система связи и оповещения.

3.1.3. Должны быть приведены состав, полномочия и компетенция экспертно-аналитической группы, сформированной из специалистов эксплуатирующей организации с участием (при необходимости) специалистов органа управления использованием атомной энергии, других организаций, обеспечивающих поддержку КЧСО при ее функционировании в состоянии "Аварийная готовность" и в состоянии "Аварийная обстановка", проведение оперативного анализа поступающей информации, подготовку предложений и рекомендаций по ликвидации последствий аварии.

3.1.4. Должно быть показано, как планируется возможное повышенное облучение персонала, который может быть привлечен к неотложным работам и в какое медицинское учреждение будут направлены на лечение лица, получившие сверхнормативные дозы облучения.

3.1.5. Должен быть определен порядок представления своевременной информации об аварии и ходе выполнения работ по ликвидации ее последствий средствам массовой информации.

3.2. Исходные данные для планирования мероприятий по защите персонала

3.2.1. Общие сведения об ИЯУ.

В подразделе должны быть приведены:

- географические и административные характеристики размещения ИЯУ;

- сведения о месторасположении площадки ИЯУ относительно границ административного деления, а также водоемов и рек, план площадки ИЯУ и санитарно-защитной зоны (рекомендации по оформлению планов приведены в приложениях 1 и 2);

- сведения о возможном радиационном воздействии на человека и окружающую среду в случае аварии на ИЯУ;

- описание здания, где размещается ИЯУ, компоновка его основных технологических помещений;

- основные параметры и режимы эксплуатации ИЯУ;

- категория потенциальной радиационной опасности ИЯУ.

3.2.2. Контроль радиационной обстановки.

В подразделе должны быть приведены:

- краткое описание системы радиационного контроля на ИЯУ;

- информация о составе, возможностях и режимах функционирования автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (далее - АСКРО) и технических средствах передачи информации по каналам АСКРО;

- данные о группе (службе) индивидуального дозиметрического контроля, порядке ее функционирования в условиях нормальной эксплуатации ИЯУ и в условиях аварии на ИЯУ, а также информация, подтверждающая возможность экстренной оценки индивидуальных доз облучения персонала ИЯУ и лиц, принимающих участие в ликвидации последствий аварии.

3.2.3. Радиационная обстановка.

В подразделе должны быть приведены:

1) радиационная обстановка в основных технологических помещениях ИЯУ и в санитарно-защитной зоне, определенная по результатам расчетных оценок или выполненных измерений в условиях нормальной эксплуатации ИЯУ;

2) результаты расчетного прогноза последствий возможных аварий;

3) краткое описание сценариев возможных аварий, в том числе:

- ожидаемые уровни радиоактивных поверхностных загрязнений помещений и оборудования;

- ожидаемые уровни радиоактивного загрязнения площадки ИЯУ и территории санитарно-защитной зоны;

- возможные индивидуальные эффективные (эквивалентные) дозы облучения персонала при аварии;

- возможное количество пострадавших, для которых потребуется медицинская помощь;

4) оценка ожидаемой радиационной обстановки при вариации возможных погодных условий, в том числе при инверсии и конверсии, в отсутствии атмосферных осадков и при их наличии для запроектных аварий, последствия которых могут привести к необходимости реализации мероприятий по защите населения.

3.2.4. Организации, с которыми эксплуатирующей организации следует взаимодействовать в случае аварии на ИЯУ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»