Основные принципы работы в области культуры в
информационном обществе

Международная конференция в Риме (Италия),
21-23 октября 1999 года



Данный документ "Работа в области культуры в информационном обществе: основные принципы европейской культурной политики" подготовлен в контексте проекта "Новые информационные технологии" Комитета по культуре Совета по культурному сотрудничеству (СКС).

Лежащий в его основе документ, в котором проводится анализ профессиональных профилей в области электронного издательства, был подготовлен г-ном Оливером Шмидтке в рамках вклада Германии в проект "Новое книгоиздательство - Построение информационного общества" и в сотрудничестве с Международным книжным агентством (IBA).

Он был представлен Комитету по культуре на 17-й встрече (октябрь 1998 года), на которой было решено распространить его значение на весь культурный сектор. Вслед за первым пересмотром и в целях обеспечения консультации с широким кругом специалистов данный текст был:

- распространен для изучения мнения профессиональных ассоциаций в культурном секторе (библиотек, архивов, музеев и т.д.) и аудио-визуальной области, а также национальных министерств культуры, ЮНЕСКО и Европейской Комиссии;

- представлен на рабочей сессии во время проведения конференции по "Работе в области культуры в информационном обществе" (Рим, 21-23 октября 1999 года), организованной муниципалитетом Рима и Советом Европы.

После проведения консультаций, полученные комментарии были учтены в окончательной версии документа, представленного Комитету по культуре на 19-й встрече в марте 2000 года. Комитет выпустил данный документ в виде Основных принципов и попросил принять приложение с профессиональными профилями. На 20-й встрече в сентябре 2000 года Комитет по культуре принял решение о представлении проекта Основных принципов на рассмотрение на пленарной сессии Совета по культурному сотрудничеству в январе 2001 года.

Работа в области культуры в информационном обществе: основные принципы европейской культурной политики.

I. Введение


Новые информационные и коммуникационные технологии (ICTs) (далее - "ИКТ") вызвали фундаментальные изменения в способах работы в области культуры как в государственном, так и в частном секторе.

Европейские организации культуры, включая научные учреждения и предприятия (далее - "организации культуры") должны отвечать требованиям информационного общества, особенно, учитывая, что:

- ИКТ являются не только стимулом для экономического развития и создания рабочих мест, но также способствуют культурному развитию и культурному разнообразию;

- ИКТ прорвали установившиеся границы между соответствующими традиционными секторами и областями, в которых профессиональные задачи и функции были поделены между различными исполнителями;

- профессиональные области будут формироваться одновременно путем объединения ключевых навыков и при помощи новых форм специализации при объединении и распространении оцифрованной информации и культурных продуктов и услуг;

- обучение в области ИКТ жизненно важно для повышения конкурентоспособности европейских организаций культуры на мировом рынке.

Для того чтобы справиться с происходящим преобразованием, а также с проблемами, вызываемыми развитием ИКТ, организации культуры должны:

- принимать во внимание существование новых профессий, возникающих в результате технического прогресса;

- способствовать использованию профессионалами данных технологий в техническом и творческом плане путем специализированного обучения;

- оценивать основные этические вопросы, относящиеся к содержанию культурного производства с помощью ИКТ и развивать кодексы добросовестной практики для тех, кто предоставляет культурные продукты и услуги.

Настоящие Основные принципы должны стать руководством для политиков, руководителей и специалистов культурных организаций при разработке законодательства и политики правительств в области подготовки и повышения квалификации специалистов в культурном секторе. Они не носят обязательного характера и не принуждают правительства к их применению; они являются последовательной схемой действий.

Данные основные принципы отвечают демократическим и культурным ценностям Совета Европы и соответствуют тем же принципам, что и международные договоры, разрабатываемые Советом Европы и другими международными организациями в соответствующих областях, в частности:

- Часть I, пункт 1 Европейской социальной хартии Совета Европы, которая гласит, что каждый имеет право зарабатывать на жизнь тем видом деятельности, который он выберет самостоятельно;

- Часть I, пункт 9 Европейской социальной хартии Совета Европы, которая гласит, что каждый имеет право на соответствующие средства для профессионального обучения и подготовки, чтобы помочь в выборе вида деятельности, приемлемого в соответствии с личными пристрастиями и интересами;

Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы N 1314 (1997 год) о новых технологиях и занятости;

- Декларация, принятая Комитетом Министров Совета Европы (Будапешт, 7 мая 1999 года) о европейской политике в области новых информационных технологий.

Основные принципы призывают к принятию новых профессиональных профилей и навыков и рекомендуют, чтобы организации культуры произвели структурные изменения для адаптации к феноменам конвергенции и глобализации. Они призывают к:

- стимулированию ознакомления с культурными и организационными изменениями, являющимися результатом трансформации, вызванной применением ИКТ;

- признанию того, что обучение и подготовка в области ИКТ являются жизненно важными мерами для того, чтобы позволить культурному сектору воспользоваться возможностями информационного общества;

- сотрудничеству в создании законодательной, экономической и образовательной среды для более полного использования ИКТ в производстве в Европе различной культурной продукции (cultural content);

- поддержанию международного сотрудничества и обмена в области ИКТ, признавая, что дальнейшее развитие квалификационных и организационных моделей будет все менее стеснено национальными границами;

- широкому распространению данного документа во всех заинтересованных областях.

II. Определения


Следующие определения относятся к терминам, которые либо используются в настоящих Основных принципах, либо в настоящее время используются по отношению к работе в области культуры в информационном обществе.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются сложным и разнородным комплексом продуктов, приложений и услуг, используемых в производстве, распространении, обработке и передаче информации; в данный комплекс включаются продукты таких отраслей промышленности, как телекоммуникации, теле- и радиовещание, компьютерное программное обеспечение и оборудование, компьютерные услуги и электронные средства массовой информации (например, интернет, электронная почта, электронная коммерция, компьютерные игры).

________________

Из "Род, законность и информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)". Представлено г-ном Дж.М.Марселлем, Председателем Тендерной рабочей группы Африканского информационного общества (AISGWG). Текст документа на http://www.itu.int/lTU-D-Gender/Documents/rnarcellecsw-ict2000.htm.


Информационное общество

Понятие, основанное на новых информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ), порождающее всеобъемлющую форму социальной организации, в которой генерирование, обработка и передача информации становится основным источником производства и власти. Информационное общество определяется тремя факторами: а) интенсификацией систематических изменений и использованием оцифрованной информации; b) быстрым ростом части валового национального продукта (GNP), создаваемой путем обработки информации; с) новыми возможностями экономического, социального и культурного развития современного общества с помощью ИКТ.

________________

Из "Глоссария новых информационных технологий". Проект "Новые информационные технологии" Совета Европы. Текст документа на http://culture.coe.fr/postsummit/nti/ en/Glossaries/elexproj1htm.


Профессиональные профили

Профили, определяемые основными задачами в определенной профессиональной области, требующие обладания ключевыми навыками, позволяющими профессионально решать поставленные задачи.

Компетенция

Знания и способности, которые позволяют профессионально решать определенные задачи и решать проблемы, связанные с профессиональной ролью лица.

Специалисты в области информации

Посредники между создателями, поставщиками и пользователями и информационными технологиями.

Специалисты в области знаний

Преобразуют, с помощью общих аналитических и символических навыков, обработанные знания в создание, обобщение и предоставление нового содержания (контента). Также носящие название "символические аналитики", они имеют большую ценность, основанную на информационном труде.

Индустрия культуры

Производство и/или продажа аудио-, кино-, радио- и телепрограмм, книг, журналов и газет, а также новых средств массовой информации, рекламы и сопутствующих услуг. Область деятельности охватывает целую производственную цепь от первоначального производства до распространения и обмена.

Учреждения культуры

Предоставляют общественности доступ к информации, идеям и культурному опыту в различном формате или форматах, включая печатный текст, электронный текст, звук, графику, гиперсредства, голосовую почту и исполнение для различных образовательных и развлекательных нужд. К ним относятся центры искусств, музеи, библиотеки, архивы, информационные и документационные центры и другие схожие учреждения, финансируемые правительством, местными властями или неправительственными организациями.

________________

Из "Доступ общественности и свобода выражения в сетевой информации: Руководство для Европейской культурной политики" (DECS/CULTNTI/libex(2000)2).

     Работа в области культуры


Занятость в государственном или частном секторе специалистов в области культуры, как относящихся, так и не относящихся к искусству, включая технический персонал, службу маркетинга, администрацию и т.д.

Культурная политика

Политика - это система долгосрочных целей, практических задач и средств, преследуемых группой и применяемая властью. Культурная политика может преследоваться профсоюзом, партией, образовательным движением, институтом, компанией, городом или правительством. Но независимо от заинтересованного агента, политика предполагает существование конечных целей (долгосрочных), задач (среднесрочных и измеримых) и средств (людских ресурсов, денежных средств и законодательной основы), объединенных в явно выраженную систему.

________________

Агустин, Дж. Культурное развитие: опыт и политика. - Париж: 1983. - стр.171-172.

III. Основные принципы

1. Фундаментальные структурные изменения, имеющие место в информационном обществе, приводят к объединению ранее независимых специализированных секторов. Организации культуры должны, следовательно, адаптировать практический опыт к новым формам генерирования, обработки, передачи и хранения информации в цифровом виде. Они должны, в частности:

- стимулировать и поощрять сотрудничество между институтами из различных отраслей и стремиться к объединению навыков специалистов с различным профессиональным опытом;

- стимулировать персонал к расширению своего опыта и навыков путем получения профессиональной подготовки и повышения квалификации в профессиональной области, относящейся к ИКТ, с помощью долгосрочных обучающих программ.

2. Организационные модели изменяются от централизованного, иерархического и бюрократического подхода к расширенному, децентрализованному и упрощенному коммерческому стилю управления. Культурные организации должны, следовательно, стремиться к внедрению новых организационных моделей. Они должны, в частности:

- поддерживать инновационные, децентрализованные и ориентированные на решение проекта формы организации рабочего процесса, стимулируя работу в команде и междисциплинарное сотрудничество различных специалистов в области ИКТ и создавая более независимые и самоуправляемые рабочие группы;

- стремиться к большей гибкости в моделях занятости работников;

- пересмотреть уровень ответственности и свободу инициативы специалистов в области информации и знаний, поскольку они обладают важными навыками для анализа, организации, обработки, передачи и сохранения информации.

3. Чтобы дать возможность персоналу адаптироваться к новым реалиям организации труда, вызванным ИКТ, культурные организации должны развивать новые модели работы. Они должны, в частности:

- стимулировать внешнее сотрудничество, путем участия специалистов с различным профессиональным опытом;

- стимулировать внутреннее сотрудничество, путем продуктивного обмена опытом и работы в команде;

- мотивировать персонал к ответственному отношению в своей деятельности и использованию своего опыта для формулирования инновационных и творческих идей.

4. Организации культуры должны систематически проводить тренинг персонала для адаптации технологических достижений с помощью специализированных образовательных программ. Они должны, в частности:

- внедрять новые и инновационные формы интерактивного обучения, осуществляемого с помощью ИКТ;

- развивать междисциплинарные навыки и межсекторное обучение с тем, чтобы дать возможность персоналу эффективно и продуктивно работать в духе взаимодействия;

- институционализировать процесс образования в течение всей жизни в качестве фундаментального аспекта успешного профессионального развития;

- объединять теоретические знания, такие как концептуальное мышление, аналитическая работа и поиск решения проблем, обучение практическим навыкам путем формулирования конкретных профессиональных задач в областях, непосредственно связанных с ИКТ;

- объединять профессиональный опыт традиционных областей культуры и соответствующие технические навыки в области ИКТ;

- подчеркивать особенное значение влияния специалистов в области информации и знаний на традиционный опыт и знания для генерирования, обработки, передачи и сохранения информации в новой цифровой форме.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»