Недействующий

     

Проект N 283202-4

Вносится депутатом
Государственной Думы

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменения в статью 11 Закона
Российской Федерации "О милиции"



Внести в пункт 18 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст.503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.360; N 32, ст.1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1666; 2000, N 46, ст.4537; 2002, N 18, ст.1721; 2003, N 2, ст.167; N 27, ст.2700; N 28, ст.2880; N 50, ст.4847; 2005, N 13, ст.1078; N 19, ст.1752) изменение, заменив слова "милиция уведомляет прокурора" словами "милиция уведомляет судью и прокурора".

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения
в статью 11 Закона Российской Федерации "О милиции"



В соответствии с пунктом 18 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции" милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов.

Однако, в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ст.12, ст.165, ст.177) осмотр жилища производится на основании судебного решения, а в исключительных случаях - на основании постановления следователя, но с последующим (в течение 24 часов) уведомлением судьи и прокурора.

Кроме того, работа оперативных сотрудников МВД России и иных правоохранительных органов регулируется Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", нормами которого (ст.6, ст.8) регламентированы основания и порядок производства оперативно-розыскных мероприятий, в том числе ограничивающих конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, а также в случаях, не терпящих отлагательства. В соответствии с вышеперечисленными нормами, проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения, либо с уведомлением суда в течение 24 часов.

Таким образом, пункт 18 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции" не в полной мере согласуется с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", регламентирующими основания и порядок проведения осмотра жилища.

Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит:

"Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения".

Очевидно, что исходя из содержания статьи 25 Конституции Российской Федерации, нормы законодательства, затрагивающие вопросы неприкосновенности жилища, должны единообразно регулировать основания и порядок проведения мероприятий, связанных с проникновением в жилище граждан и не допускать их двойного толкования.

В связи с этим предлагается внести изменения в пункт 18 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции", направленные на устранения коллизий норм, регулирующих в различных законах вопросы неприкосновенности жилища.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 283202-4 "О внесении изменения
в статью 11 Закона Российской Федерации "О милиции"
, внесенный
 депутатом Государственной Думы В.В.Бобыревым



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Проектом предлагается внести в Закон Российской Федерации "О милиции" изменение, возлагающее на милицию обязанность уведомлять помимо прокурора также судью о всех случаях проникновения в жилые помещения против воли проживающих в нем граждан.

В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц может быть осуществлено либо на основании судебного решения, либо в случаях, установленных федеральным законом. Перечень таких случаев установлен, в частности, Законом Российской Федерации "О милиции".

В настоящее время милиция в соответствии с законодательством Российской Федерации о всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов, что не противоречит конституционным положениям о защите прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, это обусловлено тем обстоятельством, что согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Предлагаемое законопроектом возложение на суд функции надзора и контроля за деятельностью милиции при обеспечении личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках не согласуется с задачами и полномочиями органов судебной власти, возложенными на них Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".

Следует также учитывать, что предлагаемая новелла создает дополнительную нагрузку на судебную систему.

Одновременно обращаем внимание, что реализация предусмотренного пунктом 18 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции" права милиции входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан может быть связана не только с осуществлением оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий, но и с необходимостью выполнения других задач, возложенных на милицию законодательством Российской Федерации, не требующих получения судебного решения.

Таким образом, рассматриваемый пункт статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции" не распространяется на уголовно-процессуальную и оперативно-разыскную деятельность милиции, поскольку статьями 12 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" установлен иной порядок защиты прав граждан на неприкосновенность жилища.

С учетом изложенного Правительством Российской Федерации представленный проект не поддерживается.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков

     

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»