Недействующий

О внесении изменений в главы 21, 26_1, 26_2 и 26_3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главы 21, 26_1, 26_2 и 26_3 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 21, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" направлен на устранение недостатков в применении упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога на добавленную стоимость.

1. Изменения в статью 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) связаны с тем, что в настоящее время не определен перечень документов, которые должны представлять организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие с упрощенной системы налогообложения или единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения, для подтверждения размера выручки от реализации продукции (работ, услуг) для получения права на освобождение от НДС, если эта выручка за 3 месяца не превысила 2 млн. рублей.

Налогоплательщик, перешедший на уплату НДС с упрощенной системы налогообложения, освобожден от ведения бухгалтерского учета и от уплаты НДС и у него отсутствуют документы, которые он должен представить для подтверждения права на освобождение от НДС (выписка из бухгалтерского баланса; выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей; копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур).

Индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, также ведут учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном главой 26_1 НК РФ.

Законопроект предлагает в качестве документа, подтверждающего право на освобождение, установить выписку из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.

2. Изменения в статьи 346_1, 346_11 и 346_26 НК РФ направлены на законодательное закрепление за налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы, обязанности по уплате налога на добавленную стоимость по операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества.

В соответствии со статьей 174_1 НК РФ в целях главы 21 "Налог на добавленную стоимость" ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 146 НК РФ, возлагается на участника товарищества, которым являются российская организация либо индивидуальный предприниматель.

При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 НК РФ.

Главы 26_1, 26_2 и 26_3 НК РФ не освобождают налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности от обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость в указанном случае. Предлагаемые поправки вносят соответствующие изменения в указанные главы НК РФ.

3. Поправки в статью 346_2 НК РФ направлены на закрепление понятия сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях применения главы 26_2 и позволяют при отнесении градо - и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям для целей главы 26_1 Кодекса учитывать не только реализуемую ими рыбную продукцию и объекты водных биологических ресурсов, но и произведенную ими сельскохозяйственную продукцию.

4. Поправки в статью 346_12 Кодекса уточняют механизм индексации предельного размера доходов организации, переходящей на упрощенную систему налогообложения, на индекс-дефлятор.

Поправки в подпункт 18 пункта 3 статьи 346_12 Кодекса связаны с тем, что отдельные иностранные организации регистрируются на территории Российской Федерации по месту находящейся в их собственности недвижимости. Они не осуществляют предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и являются лишь налогоплательщиками налога на имущество организаций. При этом они подают заявления на переход на упрощенную систему налогообложения в целях минимизации налогообложения.

В целях законодательного урегулирования данной ситуации предлагается поправка, запрещающая применять упрощенную систему налогообложения иностранным организациям в указанном случае.

5. Поправки в статью 346_13 Кодекса предусматривают следующее.

Поправки в последнем предложении абзаца первого пункта 1 связаны с тем, что глава 26_3 Кодекса не устанавливает обязанность организации указывать в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения данные о средней численности работников и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Помимо введения такой обязанности законопроектом предлагается также установить дату, на которую эти данные должны указываться в заявлении.

Поправка в абзаце втором пункта 2 связана с тем, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.10.2005 N 129-ФЗ "О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" дополнен нормой, устанавливающей, что в случае, если представительные органы муниципальных районов и городских округов до 1 января 2006 года не примут нормативный правовой акт о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, то до 1 января 2007 года применяются положения закона субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный налог, и значения коэффициента К2. Таким образом, в 2006 году будут действовать (отменяться, изменяться) как законы субъектов Российской Федерации, так и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Поправка в пункт 4 устанавливает, что если налогоплательщик, применяющий объект налогообложения в виде доходов, стал в течение отчетного (налогового) периода участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, то это является одним из оснований для того, чтобы такой налогоплательщик считался утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанному требованию.

Кроме того, уточняется механизм индексации доходов организации в период применения упрощенной системы налогообложения на индекс-дефлятор.

6. Поправка в подпункт 23 пункта 1 статьи 346_16 НК РФ связана с тем, что действующая редакция учитывает возможность включения расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке только в связи с реализацией товаров. Поправка предусматривает, что такие расходы могут учитываться также в связи с приобретением товаров.

7. Поправки в статью 346_16 Кодекса позволят налогоплательщикам учитывать в состав расходов расходы по всем видам обязательного страхования.

Кроме того с разрешается учитывать расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров, не только в связи с их реализацией, но и в связи с приобретением товаров.

8. Поправки в статью 346_17 НК РФ предусматривают следующее.

Поправка в пункт 1 позволит исключать из состава доходов суммы возвращенных авансов и предоплат, учтенных в составе доходов в момент их получения.

Поправка в пункт 2 направлена на упрощение налогового учета и позволит в соответствии с кассовым методом включать в расходы указанные затраты после их фактической оплаты, а не по мере списания в производство сырья и материалов, что предполагает сложный налоговый учет, определение незавершенки и т.п.

Действующая редакция подпункта 2 пункта 2, в соответствии с которой учет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, происходит по мере реализации указанных товаров, противоречит кассовому методу, так как в соответствии с п. 1 ст.39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе (а в случаях, предусмотренных НК РФ, - на безвозмездной основе) права собственности на товары, а это означает, что реализация товаров и их оплата могут не совпадать во времени.

Поправка в подпункт 2 направлена на упрощение налогового учета и позволит в соответствии с кассовым методом включать в расходы указанные затраты после их фактической оплаты. Действующая редакция указанной нормы, в соответствии с которой учет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, по мере реализации указанных товаров . противоречит кассовому методу, так как в соответствии с п. 1 ст.39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе (а в случаях, предусмотренных НК РФ - на безвозмездной основе) права собственности на товары, а это означает, что реализация товаров и их оплата могут не совпасть по времени.

9. Поправка в пункт 8 статьи 346_18 Кодекса связана с тем, что в соответствии с действующей редакцией указанной нормы налогоплательщики упрощенной системы налогообложения, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД должны вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов. В связи с тем, что при упрощенной системе налогообложения и ЕНВД разные налоговые периоды не ясно за какой отчетный период должны учитываться доходы. Предлагаемая поправка устанавливает, что доходы для указанных целей учитываются за отчетные и налоговый периоды по упрощенной системе налогообложения нарастающим итогом (за квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год).

10. Дополнение статьи 346_25 Кодекса обусловлено необходимостью учета особенностей исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения. Предусматривается вычет сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных и уплаченных налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемых в период после перехода на упрощенную систему налогообложения, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям.