Недействующий

     

Проект N 427842-4

Вносится депутатом Государственной Думы
Сергеем Ивановичем Шавриным


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон
"О государственной социальной помощи"

     

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3699; 2004, N 35, ст.3607) следующие изменения:

     

1) в статье 6.2:

в части 1:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) дополнительная бесплатная социальная помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), осуществляемая в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;";

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, с бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени, и дети инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.";

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном  транспорте.";

в части 2:

слова "путевки в соответствии с пунктом 1" заменить словами "путевки в соответствии с пунктом 2";

     

2) абзац второй части 3 статьи 6.3 изложить в следующей редакции:

" Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения любой социальной услуги из набора социальных услуг и отказ от получения двух любых социальных услуг из набора социальных услуг, предусмотренных пунктами 1-3 части 1  статьи 6.2 настоящего Федерального закона.";

     

3) в части 1 статьи 6.5.:

в абзаце втором слова "400 рублей" заменить словами "324 рубля";

в абзаце третьем слова "50 рублей"  заменить словами "100 рублей"

дополнить абзацем четвёртым следующего содержания:

"на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, - 53 рубля.".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования


Президент
Российской Федерации
В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О государственной социальной помощи"



Необходимость принятия данного законопроекта вызвана тем, что в настоящее время существует определённая правовая коллизия.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (далее Федеральный закон) направлен на уточнение набора социальных услуг, предоставляемых инвалидам, ветеранам боевых действий и гражданам иных категорий, которым в соответствии с законодательством оказывается государственная социальная помощь.

Указанный набор социальных услуг установлен частью 1 статьи 6.2. Федерального закона и включает в себя следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Фактически в двух пунктах части 1 статьи 6.2. Федерального закона перечислены четыре социальные услуги, а именно:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь;

2) предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение;

3) бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;

4) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.

Частью 3 статьи 6.3. Федерального закона установлено, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения: от всего набора социальных услуг или от какой-либо одной из двух услуг - от дополнительной медицинской помощи вместе с предоставлением путёвки или от бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте вместе с бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При отказе от первой социальной услуги гражданину выплачивается в соответствии с частью 1 статьи 6.5 Федерального закона ежемесячно 424 рубля, а при отказе от второй услуги - 53 рубля.

Многие граждане, которым в соответствии с Федеральным законом предоставляется социальная помощь и которые в силу различных обстоятельств хотели бы отказаться от части социальных услуг, сталкиваются с трудностями, обусловленными тем, что в Федеральном законе различные по содержанию социальные услуги объединены в одну услугу. Например, инвалид, который не пользуется санаторно-курортным лечением и хотел бы отказаться от услуги по предоставлению ему путёвки, а полученные за это деньги использовать для приобретения лекарств, сможет отказаться от этой услуги только вместе с отказом от дополнительной бесплатной медицинской помощи. А дополнительная медицинская помощь зачастую этому человеку жизненно необходима и отказаться от нее он не может. То же самое и с бесплатным проездом: отказаться от бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно человек, который не ездит в санаторий, может только вместе с отказом от бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте.

Такое положение дел вызывает справедливые нарекания со стороны граждан, которые имеют право на получение государственной социальной помощи. Объединение разных по содержанию социальных услуг в одну не имеет никакого объективного обоснования. Практическое применение норм Федерального закона, устанавливающих набор социальных услуг и предусматривающих возможность частичного отказа от этих услуг и предусматривающих возможность частичного отказа от этих услуг, приводит к тому, что одни граждане при отказе от ненужной им социальной услуги вынуждены отказываться и от другой, которая им нужна, а другие граждане, пользуясь одной услугой, не могут отказаться от другой, которой они фактически не пользуются, поскольку отказаться можно только от обеих услуг вместе.

В законопроекте предлагается внести изменения в Федеральный закон и разделить не связанные друг с другом социальные услуги. В части 1 статьи 6.2. Федерального закона предлагается установить следующий набор социальных услуг:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), осуществляемая в соответствии с законодательством об обязательном страховании;

2) предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, с бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени, и дети инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица;

3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.

Фактически весь набор социальных услуг, установленных Федеральным законом, остаётся, но этот набор упорядочен и различные по содержанию социальные услуги указаны отдельно. В пункте 2 статьи 6.2 Федерального закона предлагается объединить две взаимосвязанные услуги - предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

В часть 3 статьи 6.3 Федерального закона предлагается внести изменения, уточняющие варианты частичного отказа от предоставляемых услуг. Предлагается установить, что допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения любой социальной услуги из набора социальных услуг и отказ от получения двух любых социальных услуг из набора социальных услуг, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 статьи 6.2 Федерального закона.

Предлагается также внести изменения в статью 6.5 Федерального закона. Общую сумму в 477 рублей, направляемую ежемесячно на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг, предлагается разделить следующим образом:

324 рубля - на оплату социальной услуги по оказанию бесплатной медицинской помощи;

100 рублей - на оплату социальной услуги по предоставлению путёвки на санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом к месту лечения и обратно;

53 рубля - на оплату социальной услуги по бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте.

Реализация предложенного законопроекта позволит более полно и качественно обеспечить реализацию гражданами установленных Федеральным законом прав на получение государственной социальной помощи.

Депутату Государственной Думы

С.И.Шаврину


Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N ШСИ-0312 от 6 декабря 2006 года



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
,
вносимый в Государственную Думу депутатом
Государственной Думы С.И.Шавриным


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в части разделения набора социальных услуг, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, на 3 социальные услуги: 1) дополнительная бесплатная социальная помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), осуществляемая в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; 2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, с бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; 3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте. Также предполагается изменение суммы, направляемой на оплату конкретной социальной услуги.

Необходимо отметить, что статьей 6.2 указанного Федерального закона определен состав набора социальных услуг, в который включены 2 социальные услуги: 1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Кроме того, с 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в статью 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", предусматривающий обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в соответствии со стандартами медицинской помощи изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Авторами законопроекта указанные изменения не учтены.

Предлагаемое объединение таких услуг, как предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, представляется необоснованным, так как указанные услуги различны по содержанию - медицинская помощь и пассажирские перевозки.

В отношении изменений, вносимых в пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в части замены слов "дополнительная бесплатная медицинская помощь" на слова "дополнительная бесплатная социальная помощь" (в рамках которой предусматривается обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан) следует отметить, что дополнительная бесплатная медицинская помощь предоставляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, предусматривающей, в том числе обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, предоставляемыми в установленном порядке.

Законопроектом предлагается изменить суммы, направляемые на оплату предоставляемых социальных услуг. Однако в финансово-экономическом обосновании расчеты, подтверждающие обоснованность данных предложений, не представлены.

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 6.5 указанного Федерального закона изменение суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги), производится в порядке и сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Правительством Российской Федерации представленный проект федерального закона не поддерживается.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»