ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 16 мая 2007 года N 82


Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации
прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
на недвижимое имущество и сделок с ним

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 26.06.2007 N 01/6186-АБ
(Информация из Минюста России на 4 июля 2007 года).
______________________________________________________________

В соответствии со статьями 3 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
     

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с ним.

Директор
С.Васильев  

     

     

Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с ним

     

     

I. Общие положения

1. Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав), Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранцев).

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 1996, N 5, ст.410, 2001, N 49, ст.4552.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2005, N 30 (ч.2), ст.3128; 2006, N 1, ст.17.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2000, N 32, ст.3340.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3594, 2001, N 11, ст.997; 2001, N 16, ст.1533; 2002, N 15, ст.1377; 2003, N 24, ст.2244; 2004, N 27, ст.2711; 2004, N 35, ст.3607; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 1 (ч.1), ст.15,22, 40, 43; 2005, N 50, ст.5244; 2006, N 1, ст.17; 2006, N 17 (ч.1), ст.1782; 2006, N 23, ст.2380; 2006, N 30, ст.3287; 2006, N 50, ст.5279.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3032; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2003, N 46 (ч.1), ст.4437; 2004, N 35, ст.3607; 2004, N 45, ст.4377; 2006, N 31 (ч.1),ст.3420.


Методические рекомендации разработаны с целью выработки единообразного подхода к проведению территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной регистрации прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с

ним.

2. В целях настоящих Методических рекомендаций применяются понятия, установленные статьей 2 Закона о правовом положении иностранцев, а именно:

иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

миграционная карта - документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации;

разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц проводится в порядке, установленном Законом о регистрации прав, Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Правила ведения ЕГРП), а также в соответствии с разработанными на их основе Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 июля 2002 года N 184.

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст.963; 1999, N 52, ст.6416; 2002, N 41, ст.3983; 2003, N 37, ст.3584; 2004, N 47, ст.4652; 2006, N 48, ст.5038.

Бюллетень Минюста России, 2002, N 11.

4. В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 3 Закона о правовом положении иностранцев законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона о правовом положении иностранцев и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Закона о правовом положении иностранцев иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Согласно статье 5 Закона о регистрации прав иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства являются участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, наряду с другими участниками - гражданами Российской Федерации, российскими юридическими лицами, Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

     

II. Особенности представления документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

5. Прием документов на государственную регистрацию прав осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации прав, а также Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 июля 2002 года N 184.

6. В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о регистрации прав вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате государственной пошлины. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа.

7, Если заявителем является иностранный гражданин или лицо без гражданства, рекомендуется удостовериться в том, что он находится на территории Российской Федерации законно.

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Закона о правовом положении иностранцев).

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4029; 1998, N 30, ст.3606; 1998, N 4, ст.531; 1999, N 26, ст.3175; 2003, N 2, ст.159; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 27, ст.2877; 2006, N 31 (ч.1), ст.3420.


Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство.

Лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию на основании вида на жительство.

8. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (пункт 1 статьи 10 Закона о правовом положении иностранцев).

9. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о правовом положении иностранцев документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

10. Согласно статье 2 Конвенции от 13 мая 1958 года N 108 "О национальных удостоверениях личности моряков" каждый член Международной организации труда, для которого данная Конвенция имеет силу, по заявлению любого из своих граждан, являющегося моряком, выдает ему удостоверение личности, соответствующее положениям статьи 4 данной Конвенции. Однако если выдача таких документов особым категориям моряков данной страны является невозможной, данный член Международной организации труда может выдать вместо них паспорт, подтверждающий, что его владелец является моряком, и такой паспорт имеет в целях данной Конвенции такую же сипу, как и удостоверение личности моряка.

________________

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключ. СССР, вып.ХХVI, М., 1973.

11. Иностранные документы принимаются к рассмотрению при наличии их легализации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или положениями международных договоров, отменяющих или упрощающих процедуру легализации.

12. Согласно Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года (далее - Конвенция), государства, подписавшие данную Конвенцию и присоединившиеся к ней, отменили требование дипломатической или консульской легализации иностранных официальных документов на своей территории (Российская Федерация присоединилась к Конвенции 4 сентября 1991 года, Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 года).

________________

Бюллетень международных договоров, 1993, N 6.


Каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется данная Конвенция и которые должны быть представлены на его территории (статья 2 Конвенции).

В соответствии со статьей 1 Конвенции в качестве официальных документов, на которые распространяется действие данной Конвенции, рассматриваются:

1) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»