Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Соединенных Штатов Америки,
признавая важность морских связей для обеих стран;
желая улучшить эти связи между Советским Союзом и Соединенными Штатами, в частности, посредством договоренности относительно доступа в порты и перевозки грузов морем;
действуя в соответствии с Основами взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки, подписанными в Москве 29 мая 1972 года, и, в частности, со Статьей Седьмой этих Основ,
договорились о следующем:
Для целей настоящего Соглашения:
a. "Судно" означает судно под флагом любой из Сторон, имеющее на борту документы, требуемые по ее законодательству в подтверждение национальности судна, и используемое для:
(i) коммерческого морского судоходства; или
(ii) учебных целей торгового флота; или
(iii) гидрографических, океанографических, метеорологических исследований или исследований магнитного поля Земли в гражданских целях.
b. "Судно" не включает:
(i) военные корабли, как они определены в Женевской конвенции об открытом море 1958 года;
(ii) суда, выполняющие любые виды государственных функций, за исключением упомянутых в пункте "а" настоящей Статьи;
(iii) рыболовные суда, исследовательские рыболовные суда или вспомогательные рыболовные суда.
Порты в приложенном списке портов каждой Стороны (Приложения I и II. которые являются частью настоящего Соглашения) открыты для доступа всех судов другой Стороны.
Заход всех судов одной Стороны в такие порты другой Стороны будет разрешен при условии уведомления соответствующих властей за четыре дня до планируемого захода.
Заход судов, упомянутых в подпунктах "a (ii)" и "a (iii)" Статьи 1, в порты, упомянутые в Статье 2, будет осуществляться для пополнения судовых запасов или пресной воды, получения бункера, отдыха и замены персонала таких судов, мелкого ремонта и других услуг, обычно предоставляемых в таких портах, в соответствии с применимыми правилами и положениями.
Каждая Сторона обязуется обеспечить применение к судам другой Стороны таких тоннажных (корабельных) сборов, которые не будут превышать сборов, применяемых в подобных случаях к судам любой другой страны.
Каждая Сторона признает заинтересованность другой Стороны в перевозке существенной части грузов ее внешней торговли на судах ее собственного флага, и обе Стороны намерены, чтобы суда под их национальными флагами перевозили равные и существенные доли грузов в торговле между двумя странами в соответствии с положениями Приложения III, которое является частью настоящего Соглашения. Каждая Сторона признает также политику другой Стороны относительно участия третьих флагов в ее торговле.
Каждая Сторона там, где она контролирует выбор перевозчика cвoим экспортных или импортных грузов, обеспечит судам под флагом другой Стороны участие, равное таковому для судов под ее собственным флагом, в соответствии с положениями Приложения III, которое является частью настоящего Соглашения.
Стороны будут вступать в консультации в течение четырнадцати дней со дня поступления предложения о консультации от любой из Сторон по любому вопросу, относящемуся к применению, толкованию, исполнению или изменению настоящего Соглашения.
Настоящее Соглашение будет действовать с 1 января 1976 года по 31 декабря 1981 года.
Действие настоящего Соглашения может быть прекращено любой из Сторон до 31 декабря 1981 года. Такое прекращение вступит в силу через 90 дней после даты получения другой Стороной письменного уведомления о прекращении
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные своими соответствующими Правительствами, подписали настоящее Соглашение.
Совершено в Москве и Вашингтоне 29 декабря 1975 года в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
(Подписи)
ПОРТЫ
Соединенных Штатов Америки, открытые для заходов по уведомлению
1. Скагуэй, Аляска
2. Сиэтл, Вашингтон
3. Лонгвью, Вашингтон
4. Корпус-Кристи, Техас
5. Порт-Артур, Техас
6. Биллингем, Вашингтон
7. Эверетт, Вашингтон
8. Олимпия, Вашингтон
9. Такома, Вашингтон
10. Кус-Бей (включая Норт-Бенд), Орегон
11. Портленд (включая Ванкувер, Вашингтон), Орегон
12. Астория, Орегон
13. Сакраменто, Калифорния
14. Сан-Франциско (включая Аламеда, Окленд, Беркли, Ричмонд), Калифорния
15. Лонг-Бич, Калифорния
16. Лос-Анджелес (включая Сан-Педро, Уилмингтон, Терминал Айленд), Калифорния
17. Юрика, Калифорния
18. Гонолулу, Гавайи
19. Галвестон (Техас-Сити), Техас
20. Бернсайд, Луизиана
21. Новый Орлеан, Луизиана
22. Батон-Руж, Луизиана
23. Мобил, Алабама
24. Тампа, Флорида
25. Хьюстон, Техас
26. Бомонт, Техас
27. Браунсвилл, Техас
28. Понсе, Пуэрто-Рико
29. Нью-Йорк (районы Нью-Йорк и Нью-Джерси, подчиненные управлению порта Нью-Йорк), Нью-Йорк
30. Филадельфия, Пенсильвания (включая Камден, Нью-Джерси)
31. Балтимор, Меэриленд
32. Саванна, Джорджия
33. Эри, Пенсильвания
34. Дулут, Миннесота/Сьюпириор, Висконсин
35. Чикаго, Иллинойс
36. Милуоки, Висконсин
37. Кеноша, Висконсин
38. Кливленд, Огайо
39. Толедо, Огайо
40. Бей-Сити, Мичиган
ПОРТЫ
Союза Советских Социалистических Республик, открытые для
заходов по уведомлению
1. Мурманск | 21. | Херсон |
2. Онега | 22. | Новороссийск |
3. Архангельск | 23. | Туапсе |
4. Мезень | 24. | Поти |
5. Нарьян-Мар | 25. | Батуми |
6. Игарка | 26. | Сочи |
7. Ленинград | 27. | Сухуми |
8. Выборг | 28. | Ялта |
9. Пярну | 29. | Жданов |
10. Рига | 30. | Бердянск |
11. Вентспилс | 31. | Находка |
12. Клайпеда | 32. | Александровск-Сахалинский |
13. Таллин | 33. | Рейд Макарьевский (рейд Дуэ) |
14. Высоцк | 34. | Октябрьский |
15. Ренн | 35. | Шахтерск |
16. Измаил | 36. | Углегорск |
17. Килия | 37. | Холмск |
18. Белгород-Днестровский | 38. | Невельск |
19. Ильичевск | 39. | Рейд Макарова |
20. Одесса | 40. | Поронайск |