Российский налоговый курьер, N 16, 2007 год

Рубрика: Налог на прибыль

Л.А.Масленникова,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер",
канд. экон. наук

Публикация подготовлена при участии специалистов Управления администрирования налога на прибыль и Управления администрирования косвенных налогов ФНС России

     

Нормируемые расходы в налоговом и бухгалтерском учете


Далеко не все расходы можно учесть в налоговой базе по налогу на прибыль в полном объеме. Есть затраты, которые уменьшают базу только частично, в пределах норм. В учете каждого такого расхода есть свои нюансы.

По-разному учитывают нормируемые расходы фирмы, применяющие различные режимы налогообложения. Например, у спецрежимников собственный перечень таких расходов. Но не будем забегать вперед.


БУКВА ЗАКОНА

Налоговый вычет по нормируемым расходам

Говоря об учете нормируемых расходов для целей исчисления налога на прибыль, нельзя не остановиться на проблеме вычета по НДС. Напомним, что НДС по товарам, работам или услугам можно принять к вычету, если выполнены следующие условия (п.2 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ):

- товары (работы, услуги) приобретены для операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС;

- товары (работы, услуги) оприходованы;

- есть счет-фактура от поставщика.

Однако в пункте 7 статьи 171 НК РФ содержится еще одно условие. Если расходы для исчисления налога на прибыль учитываются в пределах норм, НДС по этим расходам также подлежит вычету в размере, соответствующем нормам.



Нормы для одних расходов указаны в Налоговом кодексе (как правило, в процентах от определенного показателя), для других - в постановлениях Правительства РФ (в виде фиксированных величин). В отдельных случаях нормы устанавливаются в особом порядке. Расскажем о наиболее распространенных видах нормируемых расходов и их учете.

Нормы, установленные Налоговым кодексом


К расходам, нормы по которым установлены Налоговым кодексом, относятся затраты на рекламу, добровольное страхование работников, создание резерва по сомнительным долгам, представительские расходы, проценты по заемным средствам, а также затраты, связанные с реализацией продукции СМИ и книг.

Расходы на рекламу

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ организации в составе прочих расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, учитывают затраты на рекламу производимых, приобретенных и реализуемых товаров, а также работ, услуг, деятельности, товарного знака и знака обслуживания. В пункте 4 той же статьи зафиксировано, что расходы на рекламу могут уменьшить налоговую базу только в пределах 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии с 249-й статьей НК РФ. Правда, относится это не ко всем видам рекламных затрат. Так, не нормируются для целей налогообложения расходы:

- на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- участие в выставках, ярмарках, экспозициях; оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации; уценку товаров, полностью или частично потерявших свои качества при экспонировании.

Все остальные расходы на рекламу нормируются. Поясним, как нужно учитывать данные затраты. Списывать их до того момента, пока неизвестна сумма выручки от реализации, нельзя. Вопрос о том, можно ли учесть нормируемые расходы на рекламу, решается после окончания отчетного периода по налогу на прибыль (квартала или месяца). Определив норму, бухгалтер сравнивает ее с фактическими расходами, которые подлежат нормированию. Затраты в пределах нормы включаются в налоговую базу.

Как поступить с расходами, которые произведены сверх норм? Налоговым периодом по налогу на прибыль согласно пункту 1 статьи 285 НК РФ является календарный год. Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Поэтому до окончания налогового периода расходы, не учтенные в одном отчетном периоде, можно признать в следующем отчетном периоде.


Справка     

Подтверждаем представительские расходы

Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться:

- приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;

- смета представительских расходов;

- первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций. Например, если официальный прием проводится в ресторане, документами, подтверждающими представительские расходы, служат договор, заключенный с данным предприятием общественного питания, счет-заказ, счет-фактура и др.;

- акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов.

Кроме того, по каждому мероприятию составляется отчет о представительских расходах, в котором следует отразить:

- цель мероприятия и результаты его проведения;

- дату и место проведения;

- программу мероприятия;

- состав приглашенной делегации;

- участников принимающей стороны;

- сумму расходов на представительские цели.

Разумеется, все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.

Если товары или услуги на представительские цели приобретались подотчетным лицом, подтверждающими документами будут являться кассовые и товарные чеки, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг), выданные соответствующими организациями данному подотчетному лицу, а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм.

Таким образом, расходы по проведению официального приема должны быть документально подтверждены в том числе протоколом с указанием лиц, участвующих в мероприятии. При отсутствии документального подтверждения указанные расходы не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль, так как не соответствуют критериям признания расходов в целях налогообложения, предусмотренным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.


ПРИМЕР 1

В марте 2007 года ООО "Флория" участвовало в выставке. Взнос за участие равен 85 000 руб. (без учета НДС). На выставке проводился розыгрыш призов. Стоимость призов - 79 000 руб. (без учета НДС). Выручка от реализации за январь - март 2007 года составила 5 800 750 руб., за апрель - июнь того же года - 6 900 580 руб. Прочих расходов на рекламу в 1-м полугодии 2007 года у ООО "Флория" не было.

Затраты на участие в выставке не нормируются, и поэтому 85 000 руб. можно отразить в налоговом учете организации в марте 2007 года.

Рекламные расходы в виде призов, вручаемых победителям, являются нормируемыми. Значит, чтобы определить сумму расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, необходимо рассчитать 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за I квартал 2007 года можно уменьшить только на 58 007,50 руб. (5 800 750 руб. х 1%) нормируемых расходов на рекламу. Поскольку стоимость призов больше 1% суммы выручки (79 000 руб. > 58 007,50 руб.), в марте в расходах можно учесть только 58 007,50 руб. Оставшуюся часть стоимости призов, то есть 20 992,50 руб. (79 000 руб. - 58 007,50 руб.), можно перенести на следующий отчетный период.

Нормируемые расходы на рекламу, которые можно включить в налоговую базу за полугодие, составили 127 013,30 руб. [(5 800 750 руб. + 6 900 580 руб.) х 1%]. Общая стоимость нормируемых расходов на рекламу, осуществленных обществом за указанный период, - 79 000 руб. Это меньше нормы (79 000 руб. < < 127 013,30 руб.), и поэтому оставшуюся часть стоимости призов 20 992,50 руб. можно признать в расходах в июне 2007 года.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Условия сопоставимости долговых обязательств

Долговые обязательства сопоставимы, если отвечают одновременно ряду критериев. То есть если они выданы в одинаковой валюте, на те же сроки, под аналогичные обеспечения и в сопоставимых объемах.

Указанные критерии сопоставимости долговых обязательств могут учитывать спрос и предложение на них по месту проведения операций на территории России или за ее пределами. Долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов (физических или юридических лиц), считаются несопоставимыми.

Порядок определения сопоставимости по названным критериям (за исключением критерия по валюте) устанавливается в учетной политике предприятия, заявленной до начала налогового периода. При этом организация должна исходить из принципа существенности и обычаев делового оборота.

Изменение хотя бы одного критерия сопоставимости долговых обязательств, установленных в пункте 1 статьи 269 НК РФ, ведет к признанию долговых обязательств для целей налогообложения несопоставимыми. Об этом говорится в письме Минфина России от 07.06.2006 N 03-06-01-04/130.

Представительские расходы


Как сказано в подпункте 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ, представительские расходы учитываются в составе прочих расходов. К ним относятся затраты, связанные с проведением официального приема и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах с целью установления и поддержания сотрудничества. Понятие "официальный прием" раскрыто в пункте 2 указанной статьи. Это завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие.

В том же пункте представительские расходы детализированы. К ним, в частности, относятся не только затраты, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием представителей других организаций, но также участников, прибывших на заседания совета директоров (иного руководящего органа фирмы), и официальных лиц принимающей стороны. Расходы на транспортное обеспечение доставки участников к месту проведения мероприятия и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчика, не состоящего в штате, - все это также представительские расходы.

Можно ли учесть в составе представительских расходов стоимость спиртных напитков, приобретенных для проведения официального мероприятия? Да, можно. Но при условии, что такие затраты соответствуют критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Иначе говоря, если они документально подтверждены и экономически обоснованны (см. письмо Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs