Недействующий

Об исполнительном производстве

  
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона  "Об исполнительном производстве"



Принятые в 1997 году федеральные законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" создали необходимые правовые предпосылки для формирования и функционирования самостоятельной (отделенной от судов) службы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, обеспечения установленного порядка деятельности судов Федеральной службы судебных приставов.

Применение федеральных законов об исполнительном производстве и о судебных приставах, прежде всего, подтвердило их необходимость и привело к определенным положительным результатам в деле укрепления гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

Вместе с тем практика применения названных федеральных законов выявила немало проблем, которые до настоящего времени законодательно не разрешены. Значительно обновленное за истекшее время законодательство Российской Федерации также требует корректировки ряда норм федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" и внесения изменений в эти законы.

Разработка проекта нового федерального закона "Об исполнительном производстве" продиктована актуальностью стоящих перед исполнительной властью проблем в сфере принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, обеспечения установленного порядка деятельности судов и Федеральной службы судебных приставов, требующих скорейшего разрешения, а также обусловлена необходимостью приведения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве в соответствие с требованиями международных договоров Российской Федерации, прежде всего Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В предлагаемом проекте федерального закона "Об исполнительном производстве", не меняющем концепцию действующего законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, предусматривается ряд существенных новелл в правовом регулировании данной сферы, подготовленных с учетом складывающейся судебной практики рассмотрения дел,

связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов, а также деятельности Федеральной службы судебных приставов по принудительному исполнению исполнительных документов. Кроме того, в законопроекте отражены последние изменения законодательства Российской Федерации, главным образом арбитражного процессуального и гражданского процессуального.

В законопроекте учитывается позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам, касающимся распределения взысканной денежной суммы и взыскания исполнительского сбора (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами арбитражного суда Воронежской области, арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский").

В соответствующих статьях законопроекта (в отличие от действующей редакции Федерального закона "Об исполнительном производстве") определены задачи и принципы исполнительного производства.

Особое внимание в законопроекте уделено нормам, касающимся сроков совершения исполнительных действий. Несовершенство указанных норм в настоящее время приводит к неоднозначному их толкованию правоприменителями.

Важными нововведениями законопроекта являются нормы, посвященные вопросам обращения взыскания на ценные бумаги.

Введена новая глава, регламентирующая вопросы реализации имущества должника на торгах. Данный раздел законопроекта содержит нормы, касающиеся объявления торгов несостоявшимися и последствий этого объявления, предусматривающие возможность проведения вторичных торгов по сниженной цене, что будет способствовать реальному исполнению требований исполнительного документа.

Кроме того, в законопроекте дана усовершенствованная редакция ряда статей, касающихся, в частности, возбуждения исполнительного производства, обращения взыскания на имущество должника, оценки и реализации арестованного имущества должника, распределения взысканной денежной суммы.

В целях оперативного устранения нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных судебными приставами-исполнителями, а также усиления контроля за принимаемыми ими решениями по исполнительному производству законопроектом предусматривается возможность обжалования действий судебных приставов-исполнителей (наряду с судебным порядком) главному судебному приставу Российской Федерации, главному судебному приставу субъекта Российской Федерации и старшему судебному приставу.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка