Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей"
и статью 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", вносимый
в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Е.Ф.Лаховой и В.М.Заварзиным

  

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации указанный проект федерального закона рассмотрен с учетом финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предусматривается реализация предложения об установлении дополнительных мер государственной поддержки в виде денежных выплат на детей и беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в связи с отменой с 1 января 2008 г. отсрочек от призыва на военную службу по этим основаниям.

Финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, законопроектом предусмотрено осуществлять за счет средств федерального бюджета, выделяемых Фонду социального страхования Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения по предоставлению государственных пособий семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также женам этих военнослужащих, ожидающих рождения ребенка, со сроком беременности не менее 26 недель (установление нового вида государственного пособия, права граждан на его получение, продолжительности выплаты и размеров пособия).

Средства на реализацию законопроекта Правительством Российской Федерации в ходе подготовки проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" зарезервированы в соответствии с представленным финансово-экономическим обоснованием: в 2008 году - 1,59 млрд.руб., в 2009 году - 1,698 млрд.руб. и в 2010 году - 1,805 млрд.руб.

Однако указанный законопроект нуждается в доработке по следующим вопросам:

1. Законопроектом предлагается дополнить единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, новым видом пособия - "ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву".

Право на указанное пособие предлагается предоставлять как матери либо родственникам ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, так и беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (в период не ранее ста календарных дней до родов либо в течение семидесяти дней после родов).

Вместе с тем, требует дополнительной проработки вопрос о корректности применения предлагаемого законопроектом наименования пособия к выплатам, которые предусмотрено осуществлять в связи с беременностью жены военнослужащего, в случае рождения мертвого ребенка либо в период после смерти ребенка, поскольку в этом случае они будут осуществляться на несуществующего ребенка, при этом не ежемесячно, а в определенный законопроектом период.

Представляется целесообразным при доработке законопроекта обеспечить применение наименования "ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву" только в отношении рожденных детей, а для указанных выше случаев ввести другое наименование пособия, установив его как единовременную (за весь период) дополнительную выплату из расчета 4 000 рублей в месяц.

2. Пунктом 2 статьи 1 законопроекта (введение новой статьи 17-1_1 в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") определяется круг лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

При этом не определены права на получение пособия опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком, которые не всегда являются его родственниками. Поскольку законодательство Российской Федерации не содержит положений, запрещающих назначение опекунами (попечителями) лиц, не находящихся в родственных отношениях с опекаемым (подопечным), вопрос об их праве на получение пособия подлежит дополнительному рассмотрению.

3. Абзац пятый пункта 4 статьи 1 законопроекта, определяющий применение районных коэффициентов к ежемесячному пособию на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, целесообразно исключить, поскольку статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ установлена общая норма о применении районных коэффициентов к размерам пособий, предусмотренных этим Федеральным законом.

4. Статью 2 законопроекта, которой предусмотрено внесение изменений в пункт 9 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", представляется целесообразным исключить, а заголовок законопроекта скорректировать, исключив слова "и статью 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Абзацем вторым статьи 2 законопроекта предлагается предоставить членам семей военнослужащих право на пользование социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. Однако возможность ограничения этих прав для членов семей военнослужащих Конституцией Российской Федерации не предусмотрена и такие ограничения в законодательстве не содержатся.

Авторами законопроекта справедливо отмечается необходимость взаимодействия и информационного обмена между Минобороны России и иными органами и организациями в целях назначения и прекращения выплаты пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.


Однако предлагаемые абзацем третьим статьи 2 законопроекта изменения в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, касающиеся полномочий Правительства Российской Федерации определять порядок предоставления военными комиссариатами гражданам, имеющим право на получение пособия, и органам, осуществляющим его назначение и выплату, информации, необходимой для назначения и прекращения выплаты пособия, не являются предметом регулирования этого Закона.

При этом отмечается, что редакция указанной нормы недостаточно корректна и требует доработки, поскольку предусматриваемые ею полномочия Правительства Российской Федерации недостаточны для обеспечения полноценного информационного обмена между субъектами, осуществляющими планирование призыва и призыв граждан на военную службу (Минобороны России и его уполномоченные органы, субъекты Российской Федерации), и Минздравсоцразвития России, Фондом социального страхования, другими органами и организациями в целях обеспечения взаимодействия между ними при планировании расходов, назначении, выплате и прекращении выплаты ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Представляется целесообразным норму о полномочиях Правительства Российской Федерации определять порядок взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций в целях обеспечения выплаты пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, включить в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ.

5. Пункт 2 статьи 3 законопроекта представляется целесообразным исключить, поскольку его содержание дублирует норму абзаца шестого части первой статьи 4 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ.

6. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту представляется целесообразным учесть административные расходы в связи с возложением на Фонд социального страхования Российской Федерации дополнительной функции по организации выплаты ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Вместе с тем, Правительство Российской Федерации полагает возможным поддержать проект федерального закона при условии его доработки с учетом указанных замечаний.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка