Экономико-правовой бюллетень, N 8, 2007 год   
О.А.Антошина

Выбытие автотранспортных средств

Списание транспортных средств
в связи с их полным износом


В соответствии с п.77 Методических указаний по учету ОС для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия. В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которых в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.

Пришедшие в негодность транспортные средства списываются по акту по форме N ОС-4а.

В акте на списание основных средств должны содержаться данные, характеризующие объект основных средств: дата принятия объекта к бухгалтерскому учету; год изготовления или постройки; время ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации; проведенные переоценки, ремонты; причины выбытия с их обоснованием; состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации. На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

При списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Акт на списание основных средств может выступать не только как документ бухгалтерского учета, но и как регистр налогового учета.

В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 стоимость выбывающего объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет


Расходы от списания основного средства с бухгалтерского учета являются операционными расходами (п.11 ПБУ 10/99). Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 "Основные средства" целесообразно открывать отдельный субсчет "Выбытие основных средств", в дебет которого следует переносить стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумму накопленной амортизации.

Остаточная стоимость объекта списывается с кредита счета 01 / "Выбытие основных средств" в дебет счета 91/2 "Прочие расходы". В данном случае остаточная стоимость оборудования равна нулю, так как амортизация по нему начислена полностью.

Расходы, связанные с ликвидацией транспортного средства, списываются в дебет счета 91/2 в корреспонденции со счетом 23 "Вспомогательные производства".

Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. Такой порядок учета материальных ценностей, полученных в результате списания основных средств, установлен п.54 Положения по ведению бухгалтерского учета.

Принятие к учету пригодных к дальнейшему использованию запасных частей, металлолома отражается по дебету счета 10 "Материалы", в корреспонденции с кредитом счета 91/1 "Прочие доходы".

Пример. Организация в июле 2007 года ликвидирует транспортное средство, амортизация по которому начислена полностью, первоначальной стоимостью 270 000 руб. Работы по демонтажу и вывозу отходов осуществлялись силами вспомогательного производства. Расходы цеха вспомогательного производства составили 18 000 руб. При разборке оприходованы годные запасные части по рыночной стоимости 11 600 руб., а также металлолом по стоимости 800 руб.

В приведенной ниже таблице бухгалтерских проводок использованы следующие наименования субсчетов: 01/1 "Основные средства в эксплуатации"; 01/2 "Выбытие основных средств".

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Списана первоначальная стоимость ликвидируемого ТС

01/2

01/1

270 000

Списана сумма начисленной амортизации

02

01/2

270 000

Отражены расходы вспомогательного производства по разборке ТС

91/2

23

       18 000

Оприходованы запасные части, полученные при разборке ТС

10/5

91/1

       11 600

Оприходован полученный при разборке ТС металлолом

10/6

91/1

           800

Списано сальдо прочих доходов и расходов (18 000 - 11 600 - 800)

99

91/9

        5 600


Налоговый учет


Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации, включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (подп.8 п.1 ст.265 НК РФ).

Во многих случаях при ликвидации объектов основных средств получают запасные части, материалы, металлолом и другие материалы. Доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке, при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, признаются внереализационными доходами (п.13 ст.250 НК РФ).

Дата признания доходов и расходов от ликвидации основного средства зависит от того, какой метод выбран организацией - метод начисления или кассовый метод. Организация, определяющая доходы и расходы по методу начисления, стоимость имущества, полученного при ликвидации основного средства, признает внереализационным доходом на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества (подп.8 п.4 ст.271 НК РФ). При кассовом методе такие доходы признаются в момент оприходования имущества (п.2 ст.273 НК РФ).

Как правило, в результате ликвидации основных средств организации получают убыток. Сумма убытка может быть учтена при налогообложении прибыли того периода, в котором убыток получен.

Воспользуемся данными примера, приведенного выше, и определим сумму внереализационного расхода и сумму дохода, которые будут учитываться в целях налогообложения прибыли: внереализационный расход - расходы по демонтажу основного средства в сумме 18 000 руб., внереализационный доход - стоимость оприходованных запасных частей и металлолома в сумме 12 400 руб.

Автомобиль, который побывал в дтп
и стал непригодным к дальнейшей эксплуатации, организация списывает с баланса

Автомобиль, побывавший в аварии и признанный непригодным для дальнейшей эксплуатации, списывается с баланса организации по акту формы N ОС-4а (утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7), в котором указываются техническое состояние и причина ликвидации автотранспортного средства, первоначальная стоимость, сумма износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и др.), полученных от ликвидации объекта, результат от ликвидации.

Акт по форме N ОС-4а составляет постоянно действующая на предприятии комиссия, утвержденная приказом руководителя. В состав комиссии входят главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, ответственные за сохранность основных средств. Акт утверждает руководитель организации. При ликвидации автотранспортного средства в бухгалтерии должны быть документы об утилизации лома или утиля (сдача в металлолом, вывоз на свалку и т.п.). Данные результатов списания бухгалтер вносит в инвентарную карточку (книгу) учета объекта основных средств, при этом инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся отдельно от остальных. Срок их хранения устанавливает руководство.

Кроме того, при списании автотранспортного средства и снятии его с учета (при условии, что виновником ДТП не является организация) договор обязательного страхования автогражданской ответственности прекращается, а страхователь имеет право потребовать от страховщика выплату части страховой премии за неистекший срок договора страхования (пункты 33, 34 Постановления Правительства РФ N 263).

Если в результате ликвидации автомобиля остаются запчасти, пригодные к дальнейшему употреблению, то их необходимо оприходовать по рыночным ценам и сдать на склад. При этом оформляется приходный ордер по форме N М-4.

После списания автомобиля с баланса его необходимо снять с учета в органах ГИБДД. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 собственники должны зарегистрировать свои автотранспортные средства в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти дней с момента приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Организации, владеющие транспортными средствами, должны снять их с учета в случае изменения места своей регистрации, перед продажей автомобиля, в случае его списания (утилизации), а также в других случаях, когда в соответствии с законодательством прекращается право собственности организации на транспортное средство. Если организация не снимет списанный автомобиль с учета в органах ГИБДД, то она на основании ст.357 НК РФ является плательщиком транспортного налога.

Расходы, связанные с выбытием автомобиля, относятся к чрезвычайным (п.13 ПБУ 10/99). Для целей налогового учета некомпенсируемые расходы на ликвидацию транспортных средств включаются в состав внереализационных расходов (подп.8 п.1 ст.265 НК РФ).

В результате списания автотранспортного средства с баланса могут образоваться доходы в виде запасных частей, пригодных для дальнейшего использования, стоимости металлолома и пр. Согласно п.31 ПБУ 6/01 эти доходы должны отражаться в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы от списания объектов основных средств зачисляются на счет прибылей и убытков в составе операционных доходов. Стоимость деталей со списанного автомобиля, которые пригодны для дальнейшего использования, включается в состав внереализационных доходов (п.13 ст.250 НК РФ). Датой признания дохода является дата, указанная на акте на списание автомобиля (подп.8 п.4 ст.271 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, датой признания дохода является день поступления материалов от списания основного средства (п.2 ст.273 НК РФ).

Пунктом 2 ст.171 НК РФ предусмотрено право организации на вычет в отношении основного средства, которое будет участвовать в операциях, признаваемых объектами обложения НДС. Однако списанный автомобиль не используется в производственных целях, поэтому сумму НДС, ранее принятого к вычету при приобретении транспортного средства, необходимо восстановить в части, относящейся к его остаточной стоимости.

Планом счетов выбытие основных средств рекомендовано отражать с использованием специального субсчета "Выбытие основных средств", открываемого к балансовому счету 01 "Основные средства". Списание автотранспортного средства с баланса отражается следующими проводками:

Дебет 01 - Кредит 01/"Выбытие основных средств" - cписана первоначальная стоимость автотранспортного cредства;

Дебет 02 - Кредит 01/"Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91 - Кредит 01/"Выбытие основных средств" - остаточная стоимость автомобиля списана на убытки организации;

Дебет 10/5 - Кредит 91 - оприходованы запасные части, пригодные для использования;

Дебет 76 - Кредит 91 - начислено страховое возмещение;

Дебет 51 - Кредит 76 - получена компенсация;

Дебет 91 - Кредит 68 - восстановлен НДС с остаточной стоимости автомобиля.

Продажа автотранспорта


В случае продажи автотранспортного средства порядок его бухгалтерского учета будет аналогичен вышеизложенному. Отличие в том, что происходит реализация имущества и, как следствие, у организации возникает налогооблагаемый доход.

Денежные поступления от продажи объектов основных средств признаются в учете операционным доходом (п.7 ПБУ 9/99). При этом выручка от продажи автомобиля определяется в размере, установленном сторонами в договоре (п.30 ПБУ 6/01). Согласно Плану счетов поступление выручки от продажи объектов основных средств отражается по кредиту счета 91/"Прочие доходы" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Расходы в виде остаточной стоимости амортизируемого имущества и иные связанные с продажей затраты списываются в дебет счета 91/"Прочие расходы".

При налогообложении доходов от продажи автотранспортного средства бухгалтеру следует обратить внимание на следующие моменты:

- налоговые обязательства по НДС перед бюджетом зависят от формирования первоначальной стоимости транспортного средства - c НДС или без учета налога;

- правила расчета налоговой базы по прибыли определяются тем, какой результат получен при реализации имущества - прибыль или убыток.

При этом порядок расчета НДС при реализации транспортных средств актуален как для организаций, находящихся на традиционной системе налогообложения, так и для "спецрежимников".

Налог на добавленную стоимость


Автотранспортные предприятия, которые применяет специальный налоговый режим в виде ЕНВД, не являются плательщиками НДС (п.4 ст.346.26, п.2 ст.346.11 НК РФ). Однако они уплачивают его поставщикам при приобретении объектов ОС и иного имущества. Организация, применяющая спецрежим, обязана включить НДС в их первоначальную стоимость.

Это объясняется тем, что в общем случае сумма НДС, предъявленная поставщиком, исключается из первоначальной стоимости ОС (п.8 ПБУ 6/01). Однако сделать это можно только тогда, когда налог возмещается из бюджета. При применении специального налогового режима сумма предъявленного поставщиком налога из бюджета не возмещается, так как, находясь на "вмененке", организация не является плательщиком НДС. Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении ОС лицами, не являющимися плательщиками НДС, учитываются в стоимости такого имущества (подп.3 п.2 ст.170 НК РФ).

Реализация автотранспортного средства не подпадает под "вмененку", так как перечнем видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, деятельность, связанная с операциями по реализации объектов ОС, не предусмотрена. Поэтому продажа автомобиля подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 20.12.2005 N 03-11-05/122). В этом случае налоговая база определяется как разница между продажной ценой с учетом НДС и остаточной стоимостью по данным бухгалтерского учета (п.3 ст.154 НК РФ). Налог рассчитывается по ставке 18/118.

Возникает вопрос: какую остаточную стоимость следует учесть при расчете налога - сформированную по данным бухгалтерского или налогового учета?

Следуя формулировке Налогового кодекса, логично предположить, что речь в данном случае идет о бухгалтерской остаточной стоимости, так как она должна применяться при исчислении НДС с учетом переоценок (в целях налогообложения амортизируемое имущество не переоценивается). Кроме того, в ст.154 НК РФ нет прямого указания на главу 25 НК РФ, нормами которой следовало бы руководствоваться в данной ситуации. Это дает право утверждать, что при расчете НДС учитывается остаточная стоимость, сформированная по правилам бухгалтерского учета.

Пример. ООО "ТРЕК" находится на "вмененке". Общество приняло решение о продаже автотранспортного средства, договорная стоимость реализации которого равна 250 000 руб. Его первоначальная стоимость в бухгалтерском учете с учетом налога составляет 354 000 руб. (в том числе НДС - 54 000 руб.), а сумма начисленной амортизации на момент выбытия - 140 000 руб.

Рассчитаем НДС в соответствии с правилами, установленными п.3 ст.154 НК РФ.

Остаточная стоимость автомобиля на момент продажи будет равна 214 000 руб. (354 000 - 140 000).

Превышение цены реализации, включающей в себя НДС, над остаточной стоимостью основных средств составит 36 000 руб. (250 000 - 214 000).

С полученной разницы бухгалтеру необходимо начислить НДС в сумме 5492 руб. (36 000 руб. x 18/118).

Следует обратить внимание на оформление счета-фактуры, который в данном случае должен выставить покупателю продавец автомобиля.

Налоговики считают, что в графе 1 счета-фактуры делается пометка "С межценовой разницы", в графе 5 отражается межценовая разница с учетом НДС, в графе 7 - ставка НДС - 18/118, в графе 8 - сумма налога, исчисленная в указанном порядке (письма МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15, УМНС России по г.Москве от 12.10.2004 N 24-11/65554, от 11.05.2004 N 24-11/31157).

В бухгалтерском учете ООО "ТРЕК" будут сделаны следующие проводки:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.