Неактуальный

Бюджетная реформа: от экономности - к результативности и прозрачности

Результативность и эффективность   

В соответствии со ст.28 действующей редакции БК РФ одним из принципов бюджетной системы России назван принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Этот принцип раскрыт в ст.34 БК РФ* (см. табл.).

________________

* Здесь и далее изменения, внесенные в БК РФ, выделены в таблице жирным курсивом.     


Действующая редакция

Новая редакция (с 01.01.2008)

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.



Как известно, бюджеты всех уровней составляются в настоящее время исходя не столько из нужд потребителей бюджетных услуг, сколько из наличия ресурсов (возможностей экономики). Поэтому зачастую участники бюджетного процесса поддаются соблазну решить свои задачи в одной из следующих постановок:

1) достичь наилучшего результата при наименьшем объеме затраченных бюджетных средств;

2) достичь строго заданного результата при использовании определенного бюджетом объема средств.

На первый взгляд, обе постановки имеют право на существование и, более того, используются на практике. Для их иллюстрации изобразим определение принципа "эффективности и экономности", данного в ст.34 БК РФ, в виде нижеследующей матрицы (см. табл.).