Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 27 декабря 2007 года N 04-5-04/004442


О транспортном налоге



В Федеральную налоговую службу поступают многочисленные запросы от налогоплательщиков, а также управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации по вопросу определения категории транспортных средств для целей налогообложения транспортным налогом.

В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) исчисление транспортного налога производится на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

При этом согласно статье 361 Кодекса ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от категории транспортных средств и мощности двигателя. Категории транспортных средств определены пунктом 1 данной статьи. В то же время, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств.

Для целей налогообложения Кодексом установлены следующие категории авто- и мототранспортных средств:

- автомобили легковые;

- мотоциклы и мотороллеры;

- автобусы;

- грузовые автомобили;

- другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

- снегоходы, мотосани.

В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2005 N 6842) в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория транспортных средств, в соответствии с классификацией транспортных средств, установленной пунктом 5 приложения 6 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.68.

Следует учитывать, что данная Конвенция была принята в целях повышения безопасности дорожного движения и принятия единообразия правил дорожного движения. Категории транспортных средств, установленные пунктом 5 приложения 6 Конвенции о дорожном движении и отраженные в паспортах транспортных средств, определены для выдачи соответствующих удостоверений на управление такими транспортными средствами.

При этом согласно разъяснениям Министерства транспорта Российской Федерации установление категории транспортного средства в настоящее время производится органом по сертификации при выдаче "одобрения типа транспортного средства" в соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными постановлением Госстандарта России от 01.04.98 N 19 и зарегистрированными в Минюсте России 15.05.98 N 1522, а также другими нормативными документами системы сертификации механических транспортных средств и прицепов.

При определении категории транспортного средства органом сертификации учитываются технические характеристики и особенности конструкции и используется классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее - КВТ ЕЭК ООН) и ГОСТом Р 51709-2001, утвержденным постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст.

Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств:

Категория транспортных средств

Описание категории транспортных средств

L2
L3
L4
L5

Механические транспортные средства, имеющие менее 4 колес, рабочий объем двигателей более 50 куб.см и максимальную скорость более 50 км/ч

L7

Механические четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (500 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки людей)

M1

Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)

M1C

Механические транспортные средства специального назначения, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль - дом)

N1

Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны

N2

Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн

N3

Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 тонн

М2

Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн

М3

Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых более 5 тонн


На основании изложенного, а также разъяснений Министерства транспорта Российской Федерации, по мнению ФНС России определение категории транспортных средств для целей налогообложения должна осуществляться в соответствии с классификацией, установленной КВТ ЕЭК ООН и отраженной в "одобрении типа транспортного средства".

Таким образом, если зарегистрированное транспортное средство сертифицировано по категории Ml, то в данном случае должна применяться соответствующая налоговая ставка, установленная для легковых автомобилей; если автотранспортное средство сертифицировано по категории N1, N2 или N3, то применяется соответствующая налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей; в случае если автотранспортное средство сертифицировано по категории М2 или М3, то применяется налоговая ставка, установленная для автобусов.

ФНС России просит подтвердить изложенную позицию либо сообщить мнение Минфина России по данному вопросу.

Заместитель руководителя
Е.Ю.Вечко




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»