Принят
 на двадцать девятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 29-14
от 31 октября 2007 года
)

     

МОДЕЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС
ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

(Особенная часть)

Глава 13. Требования в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности при отдельных видах хозяйственной деятельности

Статья 59. Дополнения к статье 1 "Основные понятия"


Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Допустимый уровень шума - уровень, не вызывающий у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму.

Запах - специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих веществ, обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости человека и животных.

Заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Квота экологической безопасности - научно обоснованная и директивно установленная доля в цене товаров и тарифах на услуги, жизненный цикл которых связан с экологическими рисками.

Квоты экологической безопасности государственные - устанавливаются в цене товаров и тарифах на услуги, реализация которых осуществляется в границах государства.

Квоты экологической безопасности импортные - устанавливаются в цене импортируемых товаров и тарифах на услуги, оказываемые из-за рубежа.

Квоты экологической безопасности экспортные - устанавливаются в цене товаров и тарифах на услуги, реализация которых осуществляется за рубежом.

Орган по подтверждению соответствия сертификации - независимое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия добровольное - осуществляется в форме добровольной сертификации.

Подтверждение соответствия обязательное - осуществляется в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия; проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом.

Приемлемый экологический риск - нормативный показатель экологического риска, обеспечение которого при ведении хозяйственной и иной деятельности является подтвержденной гарантией защищенности природной среды, здоровья населения и имущества физических и юридических лиц.

Природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Природно-ресурсный потенциал - экологическая емкость территории, оцененная с учетом характера использования, наличия и состояния географических структур, природных ландшафтов, климатических условий, минеральных ресурсов, почв, водных ресурсов, атмосферы, растительного и животного мира.

Природно-хозяйственная система - объективно существующая часть природной среды, освоенная человеком, в пространственно-временных границах которой ведется хозяйственная и иная деятельность, поддерживаются благоприятная окружающая среда и условия комфортной жизнедеятельности населения.

Природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные ресурсы.

Продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг; стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения.

Технический регламент - документ, который принят международным договором государства, ратифицированным в порядке, установленном законодательством государства, или законом государства, или указом высшего должностного лица государства, или постановлением правительства государства, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Услуга - итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя с целью удовлетворения потребностей потребителя в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Экологическая маркировка (экомаркировка) - специальная система знаков и обозначений, являющаяся одним из экологических рыночных факторов, влияющих на конкурентоспособность товаров, и используемая для информирования клиентов и партнеров об экологических особенностях продукции, процессах ее разработки, производства и утилизации.

Экологические споры - разногласия по поводу оценки принятых и осуществляемых решений и мероприятий в области природоохранительных отношений в процессе хозяйственной, управленческой и иной деятельности, а также по поводу возмещения вреда, причиненного здоровью человека и окружающей среде.

Статья 60. Требования в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности при производстве, обращении и утилизации
опасных химических веществ

1. Производство опасных химических веществ и обращение с ними допускаются после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и эколого-токсикологических исследований этих веществ, регламентации порядка обращения с ними, установления гигиенических и экологических нормативов для процессов производства и воздействия на окружающую среду и здоровье человека, хранения, транспортировки и использования опасных химических веществ и государственной регистрации этих веществ в порядке, установленном законодательством государства.

2. Все опасные химические вещества должны быть маркированы таким образом, чтобы давалась основная информация о свойствах, представляемой ими опасности, мерах предосторожности, которые следует предпринимать, и действиях в аварийных ситуациях. Требования к этикетировке или маркировке химических веществ определяются уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

При этом должны быть учтены международные требования и принципы обмена информацией о химических веществах в международной торговле и реализована цель достижения единства этикетировки и маркировки опасных химических веществ как на пространстве государств - участников СНГ, так и в мировом сообществе.

3. Для химических веществ и их смесей, внесенных в международно признанные системы регистрации, на этикетке кроме общепринятых химического и торгового названий должны быть обозначены регистрационные номера.

4. Утилизация опасных химических веществ осуществляется методами захоронения на специальных полигонах, переработки и обезвреживания.

Утилизация опасных химических веществ осуществляется при наличии проектной и технологической документации, согласованной в порядке, установленном законодательством государства.

Статья 61. Требования в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности при использовании химических веществ
в сельском и лесном хозяйстве

1. В целях охраны здоровья человека, сохранения растительного и животного мира, охраны окружающей среды устанавливаются нормативы применения в сельских и лесных хозяйствах минеральных удобрений, химических средств защиты растений, стимуляторов роста и созревания сельскохозяйственных культур, других агрохимических веществ.

2. В целях снижения опасности вредного воздействия химических веществ на окружающую среду и здоровье людей запрещается:

- складирование минеральных удобрений, пестицидов и других химических веществ в водоохранных зонах;

- складирование минеральных удобрений, пестицидов и других химических веществ не в специально оборудованных помещениях и с несоблюдением установленных мер охраны окружающей среды и здоровья людей, на водосборных площадях подземных водных объектов, на открытых площадках;

- использование минеральных удобрений, пестицидов и других химических веществ в зонах заповедного режима на особо охраняемых природных территориях разных видов, предназначенных для сохранения животного мира и природных комплексов в естественном состоянии, а также на участках, представляющих особую ценность в качестве среды обитания диких животных;

- обработка семян пестицидами за пределами специально оборудованных помещений и с несоблюдением установленных мер охраны окружающей среды и здоровья людей;

- применение пестицидов в период цветения культур, опыляемых насекомыми;

- оставление в сельскохозяйственных и других угодьях на поверхности земли протравленных семян, не заделанных в почву и доступных для поедания дикими животными.

3. Применение в сельском и лесном хозяйстве токсичных химических веществ, не подвергающихся распаду в окружающей среде, запрещается.

Статья 62. Требования в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности при производстве, обращении и утилизации
опасных биологических веществ и биологическом воздействии

1. Производство опасных биологических веществ допускается после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и эколого-токсикологических исследований этих веществ, гигиенической регламентации порядка обращения с ними, установления гигиенических и экологических нормативов для процессов производства, хранения, транспортировки и использования опасных биологических веществ и государственной регистрации этих веществ в порядке, установленном законодательством государства.

2. Все опасные биологические вещества должны быть маркированы таким образом, чтобы давалась основная информация об их свойствах, представляемой ими опасности, мерах предосторожности, которые следует предпринимать, и действиях в аварийных ситуациях. Требования к этикетировке или маркировке биологических веществ определяются уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

При этом должны быть учтены международные требования и принципы обмена информацией о биологических веществах в международной торговле и реализована цель достижения единства этикетировки и маркировки опасных биологических веществ как на пространстве государств - участников СНГ, так и в мировом сообществе.

3. Запрещаются производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством государства.

4. Требования в области обращения с генетически модифицированными организмами (ГМО) и продуктами устанавливаются законодательством государства в области биологической безопасности и генно-инженерной деятельности.

Статья 63. Государственная регистрация и учет опасных химических
и биологических веществ


В государстве ведется Регистр опасных химических и биологических веществ, содержащий базы данных по опасным веществам, построенные по единым для государств - участников СНГ принципам.

Статья 64. Требования в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности при использовании радиоактивных веществ
и ядерных материалов

1. Юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по предупреждению и ликвидации радиационного загрязнения окружающей среды.

2. Юридические и физические лица, не обеспечивающие соблюдение правил обращения с радиоактивными веществами и ядерными материалами, а также с радиоактивными отходами, несут ответственность в соответствии с законодательством государства.

3. Запрещается ввоз в государство в целях хранения или захоронения, а также затопления, отправки в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и материалов из других государств, за исключением собственных радиоактивных отходов государства, вывезенных для переработки в другие государства.

Запрещается также захоронение (размещение) радиоактивных отходов и материалов на поверхности земли и в недрах без проведения мероприятий по исключению попадания радиоактивных веществ в окружающую среду.

4. При хранении и захоронении радиоактивных материалов и отходов природопользователи должны обеспечить:

- невозможность самопроизвольных цепных ядерных реакций и защиту от избыточного теплоотделения;

- эффективную защиту населения и окружающей среды путем применения требуемых методов защиты в соответствии с действующими правилами и нормами радиационной безопасности;

- учет биологических, химических и других рисков, которые могут быть связаны с хранением радиоактивных материалов и отходов;

- отсутствие последствий для будущих поколений, более серьезных, чем те, которые допускаются в отношении нынешнего поколения;

- сохранение учетных документов, касающихся места нахождения, конструкции и содержимого объекта захоронения;

- принятие мер вмешательства в случае необходимости осуществления активного контроля и ограничения несанкционированного доступа к радиоактивным материалам, а также при выявлении угрозы незапланированного выброса радиоактивных материалов в окружающую среду.

Статья 65. Требования в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности при негативных физических воздействиях

1. Органы государственной власти государства, органы государственной власти субъектов территориального деления государства, органы местного самоуправления, юридические и физические лица обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению вредного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иных вредных физических воздействий на окружающую среду и здоровье человека, в том числе в производственных, общественных и жилых помещениях, на улицах, во дворах, на площадях городов и иных населенных пунктов, в зонах отдыха и иных общественных местах, в местах обитания диких животных, в том числе в местах их размножения, на естественные экологические системы и типичные и редкие природные ландшафты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»