Принят
 на двадцать девятом
 пленарном заседании
 Межпарламентской Ассамблеи
 государств - участников СНГ
 (постановление N 29-18
 от 31 октября 2007 года
)

     

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

     
О приграничном сотрудничестве



Настоящий Закон устанавливает правовые и организационно-правовые основы деятельности участников приграничного сотрудничества, определяет основные направления его государственного регулирования, принципы, направления, виды и формы взаимодействия участников приграничного сотрудничества.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Определение терминов


В настоящем Законе приведенные далее термины употребляются в следующем значении:

приграничное сотрудничество - согласованные действия участников приграничного сотрудничества по установлению, развитию и укреплению всесторонних добрососедских, дружественных отношений с государственно-территориальными (административно-территориальными) образованиями или властями приграничных регионов сопредельных государств, направленные на повышение благосостояния населения, на экономический и социальный прогресс приграничных регионов государства, а также заключение соглашений и договоренностей, необходимых для достижения этих целей, в пределах компетенции, определенной законодательством государства;

участники приграничного сотрудничества - центральные органы государственной власти, государственно-территориальные (административно-территориальные) и муниципальные образования на территории приграничного региона государства, органы власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия, общественные организации, иные юридические лица, находящиеся на территории приграничного региона государства, а также физические лица, постоянно проживающие на территории приграничного региона государства, взаимодействующие с соответствующими органами власти, государственно-территориальными (административно-территориальными) образованиями, другими участниками приграничного сотрудничества сопредельных государств в пределах компетенции, определенной законодательством государства, международными договорами государства и соглашениями о приграничном сотрудничестве;

соглашение о приграничном сотрудничестве - соглашение органов власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований приграничного региона государства с органами власти государственно-территориальных (административно-территориальных) образований приграничных регионов сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества;

приграничный регион государства - государственно-территориальное (административно-территориальное) образование государства, границы которого частично совпадают с государственной границей;

регион приграничного сотрудничества - форма взаимодействия приграничных регионов сопредельных государств, осуществляемого в соответствии с международными договорами государства и соглашениями о приграничном сотрудничестве;

проекты (программы) приграничного сотрудничества - комплекс мер участников приграничного сотрудничества на уровне приграничного региона государства, направленных на развитие приграничного сотрудничества;

государственная поддержка развития приграничного сотрудничества - совокупность решений и действий организационного, правового, финансового характера центральных органов государственной власти, направленных на реализацию проектов (программ) приграничного сотрудничества;

государственная программа развития приграничного сотрудничества - комплекс мер центральных органов государственной власти, направленных на развитие приграничного сотрудничества, осуществляемых с использованием средств государственного бюджета.

Статья 2. Правовая основа приграничного сотрудничества


Правовую основу приграничного сотрудничества составляют конституция государства, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры государства, настоящий Закон, иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области приграничного сотрудничества, соглашения о приграничном сотрудничестве.

Если международным договором государства установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством государства и настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы приграничного сотрудничества


Основными принципами приграничного сотрудничества являются:

- равенство и взаимная ответственность;

- уважение суверенитета и территориальной целостности государств;

- неприкосновенность государственных границ;

- мирное разрешение пограничных споров;

- взаимное уважение законодательства государств, выполнение международных договоров и соглашений о приграничном сотрудничестве;

- учет особенностей приграничных регионов, прав и интересов участников приграничного сотрудничества;

- устранение политических, экономических, правовых, административных и других препятствий для взаимного сотрудничества;

- добровольность и взаимовыгодность сотрудничества;

- обеспечение безопасности и жизни граждан, ненанесение ущерба окружающей среде, экономическим и иным интересам сопредельных государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;

- уважение прав и свобод граждан приграничных государств.

Статья 4. Цель и задачи государственной политики в области приграничного сотрудничества


Целью государственной политики в области приграничного сотрудничества является создание благоприятных условий для эффективного взаимодействия участников приграничного сотрудничества, социально-экономического и культурного развития приграничных регионов государства, повышения уровня жизни населения.

Задачами государственной политики в области приграничного сотрудничества являются:

- обеспечение законности и соблюдения принципов приграничного сотрудничества;

- четкое распределение обязанностей, разграничение полномочий и определение мер ответственности участников приграничного сотрудничества;

- сочетание общегосударственных, региональных и местных интересов;

- обеспечение стабильности, прозрачности и демократичности процесса приграничного сотрудничества под административным контролем со стороны центральных органов государственной власти;

- создание необходимых механизмов обеспечения условий и гарантий для осуществления эффективного приграничного сотрудничества.

Раздел II. Организационно-правовые основы приграничного сотрудничества

Статья 5. Направления и виды деятельности в области приграничного сотрудничества


Приграничное сотрудничество осуществляется в соответствии с международными договорами государства в следующих направлениях:

- торговое сотрудничество в приграничных районах;

- сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество;

- сотрудничество в области электроэнергетики;

- сотрудничество в области транспорта и связи;

- сотрудничество в сфере рационального и безопасного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;

- сотрудничество в правоохранительной деятельности;

- сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и рынка труда;

- научное и гуманитарное сотрудничество;

- сотрудничество в сфере туризма;

- сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Участники приграничного сотрудничества на основании международных договоров государства, соглашений о приграничном сотрудничестве с уполномоченными органами сопредельных государств, договоров (контрактов) могут в пределах своих полномочий осуществлять следующие виды деятельности:

- решение вопросов жизнеобеспечения населения;

- приграничная торговля для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;

- реализация инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество, в том числе создание совместных предприятий и финансово-промышленных групп;

- установление прямых связей между хозяйствующими субъектами в целях привлечения инвестиций в сферу промышленности, сельского хозяйства, строительства, обмена технологиями и в другие сферы;

- регулирование экономической деятельности, управление промышленными отходами, контроль за использованием вредных веществ в различных видах экономической деятельности в приграничных регионах;

- рациональное и безопасное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности путем обмена информацией о состоянии окружающей среды, регулирования воздействия экономической деятельности на окружающую среду (управление промышленными отходами, складирование и утилизация опасных веществ и т.д.), контроля диффузных и точечных источников загрязнения, создания центров оповещения об авариях;

- охрана и рациональное использование водных источников, трансграничных вод и их экосистем;

- содержание и развитие трансграничных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения, канализации;

- разработка и осуществление градостроительных проектов;

- содержание и развитие транспорта, транспортных коммуникаций и инфраструктуры, оказание населению транспортных услуг;

- развитие средств связи, информационных сетей, в том числе телефонных, телеграфных, обеспечение населения услугами связи;

- регулирование миграции населения и рынка труда;

- предоставление медицинских услуг, оказание неотложной медицинской помощи, обмен медицинским персоналом, обеспечение санитарного контроля и санитарного благополучия населения, предотвращение распространения эпидемий и опасных болезней;

- создание и развитие природоохранных зон, заповедников, парков, лечебно-оздоровительных зон и курортов;

- разработка и реализация программ по охране и использованию объектов историко-культурного наследия;

- разработка и реализация совместных исследовательских программ и проектов, взаимодействие при изучении культуры и преподавании языков народов, поддержка и организация молодежных, научных, культурных обменов, праздничных мероприятий, проведение выставок, концертов, спортивных соревнований, краеведческих и исторических исследований;

- оказание помощи соотечественникам в получении образования, обеспечении учебниками, литературой и периодическими изданиями на родном языке, организация летнего отдыха, туристических маршрутов;

- оказание туристических услуг, развитие экологического и сельского туризма, строительство и эксплуатация туристско-рекреационных объектов, создание туристических коммуникаций и инфраструктуры;

- правоохранительная деятельность, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, борьба с контрабандой и терроризмом, охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения;

- взаимодействие пограничных ведомств в пресечении нарушений режима государственной границы, противодействии распространению через границу терроризма, экстремизма и незаконной миграции;

- взаимодействие аварийно-спасательных служб, оказание помощи в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; сотрудничество ветеринарных и карантинных служб.

Международные договоры государства и соглашения о приграничном сотрудничестве могут предусматривать и иные виды деятельности участников приграничного сотрудничества, направленные на его развитие.

Статья 6. Формы взаимодействия участников приграничного сотрудничества


Основными формами взаимодействия участников приграничного сотрудничества являются:

- регион приграничного сотрудничества;

- ассоциация государственно-территориальных (административно-территориальных) образований;

- межмуниципальное объединение;

- совместный орган (рабочая группа) участников сотрудничества;

- встречи уполномоченных органов государственной власти по вопросам приграничного сотрудничества;

- консультации представителей участников приграничного сотрудничества сопредельных государств;

- соглашение о приграничном сотрудничестве;

- договор (контракт) гражданско-правового характера между юридическими и физическими лицами.

Международные договоры государства и соглашения о приграничном сотрудничестве могут предусматривать и иные формы взаимодействия участников приграничного сотрудничества, направленные на его развитие.

Статья 7. Координация приграничного сотрудничества

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»