Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2008 года N 568

О федеральной целевой программе  "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы*О)

(с изменениями на 29 июля 2013 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года N 424
утверждена федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2014-2020 годы

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2009-2013 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 июля 2008 года N 568

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы

(с изменениями на 29 июля 2013 года)

     

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы"Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы

Наименование
Программы

-

федеральная целевая программа "Научные и
научно-педагогические кадры инновационной
России" на 2009-2013 годы

Основание для разработки
Программы (наименование, дата и номер нормативного
акта)     

-



поручения Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N Пр-1321 и от 16 января 2008 года N Пр-78;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 440-р

Позиция исключена с 1 января 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1095. - См. предыдущую редакцию.

Государственный заказчик Программы

-

Министерство образования и науки Российской Федерации

(Позиция в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1095, - см. предыдущую редакцию)

Основной разработчик
Программы

Цель Программы

-


-

Министерство образования и науки Российской Федерации


создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании

Задачи
Программы

-

создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли
промышленности), а также закрепления ее в этой сфере;

создание системы механизмов обновления научных
и научно-педагогических кадров;

развитие сети национальных исследовательских университетов

(Позиция дополнена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 354 - см. предыдущую редакцию)

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

доля исследователей в возрасте 30-39 лет в общей численности исследователей - 13,8-14,6 процентов;

доля исследователей в возрасте 30-39 лет в общей численности исследователей в секторе высшего образования - 20,5-21 процент;

доля профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений в возрасте до 39 лет (включительно) в общей численности профессорско-преподавательского состава -  39 - 40 процентов;

доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей в возрасте до 39 лет (включительно) - 13,2-14 процентов;

доля профессорско-преподавательского состава высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений - 63-64 процента;

доля аспирантов и докторантов - участников Программы, представивших диссертации в диссертационный совет (нарастающим итогом), - 80 процентов;

количество студентов, аспирантов, докторантов и иных молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом), - 60-65 тыс. человек;

количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций - участников Программы, зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, энергетической, авиационно-космической, атомной и иных приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности (нарастающим итогом), - 8-11 тыс. человек;

доля исследователей в области естественных и технических наук - участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в высокорейтинговых российских и зарубежных журналах (нарастающим итогом), - 42-47 процентов;

доля обучающихся в национальных исследовательских университетах по приоритетным направлениям развития национальных исследовательских университетов в общем числе обучающихся в национальных исследовательских университетах - 82 процента;

доля доходов от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из всех источников по приоритетным направлениям развития национальных исследовательских университетов в общих доходах национальных исследовательских университетов - 28 процентов

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 354; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1037; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года N 184. - См. предыдущую редакцию)

Сроки реализации Программы

-

2009-2013 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

всего на 2009-2013 годы (в ценах соответствующих лет) - 99786,872 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 84302,689 млн. рублей, из них:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 32937,5 млн. рублей, из них гранты для физических лиц - 220 млн. рублей, гранты в форме субсидий для юридических лиц (за исключением федеральных казенных учреждений, а также учреждений, созданных субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями) - 6650 млн. рублей;

прочие нужды - 39287,235 млн. рублей;

капитальные вложения - 12077,954 млн. рублей;

средства внебюджетных источников - 15484,183 млн. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1427; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года N 424; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 636. - См. предыдущую редакцию)

     

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы и показатели
социально-экономической
эффективности









-















повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей, включая снижение среднего возраста исследователей на 3-4 года, увеличение доли исследователей высшей квалификации на 2-4 процента, увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4-6 процентов;

создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий;

повышение качества научных публикаций, увеличение доли России в числе статей в ведущих научных журналах мира на 1 - 1,5 процента общего уровня;

увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов

рост международного признания российской высшей школы, появление сети университетов мирового уровня

увеличение числа выпускников высших учебных заведений, принятых на работу в государственные общеобразовательные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные общеобразовательные учреждения

создание инфраструктуры путем строительства жилищного фонда (общежитий) для поддерживания мобильности научных и научно-педагогических кадров

(Позиция дополнена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 354; дополнена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1095; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1037. - См. предыдущую редакцию)



I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года основу государственного сектора науки и высшего образования в перспективе составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и образовательные организации.

В этот период предусматриваются реформирование системы управления государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация государственных научных учреждений и вузов, трансформация организационно-правовой структуры государственного сектора науки и высшего образования, совершенствование системы государственных научных центров. В целом с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, потребностей экономики, приоритетов научно-технической и инновационной политики, а также в интересах обеспечения эффективного функционирования государственных организаций науки и их взаимодействия с организациями частного сектора государственный сектор науки и высшего образования составит научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающей построение экономики, основанной на знаниях.

Указанные преобразования будут осуществлены в течение переходного периода и потребуют активного участия современных научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, подготовку и закрепление которых в государственном секторе науки и высшего образования необходимо осуществлять одновременно со структурными преобразованиями.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, отмечается, что для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем кадрового обеспечения инновационной экономики. В поручении Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. N Пр-2197 предлагается принять меры, обеспечивающие сохранение, подготовку и закрепление квалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе.

Инновационному развитию России должны способствовать и современные общеобразовательные учреждения, обеспеченные педагогическими кадрами, открытыми для всего нового, хорошо знающими свой предмет, мобильными и инициативными. Эти положения зафиксированы в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года N Пр-271 (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1095).

Масштабные проекты развития высокотехнологичного сектора российской экономики обуславливают потребность в создании университетов мирового уровня. Идея создания национальных исследовательских университетов является реальным воплощением нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и логическим продолжением процесса, начало которому положено конкурсом университетских инновационных образовательных программ. Такие университеты решают одновременно несколько задач - подготовку квалифицированных кадров для высокотехнологичных секторов экономики России, создание научной и технологической базы для ее модернизации, осуществляют активную инновационную деятельность (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 354).

Отсутствие программной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров со стороны государства в создавшихся условиях может привести к снижению инновационной направленности экономического роста Российской Федерации, к неиспользованию научного потенциала в качестве основного ресурса устойчивого экономического роста.

Одной из острейших проблем современной российской науки является сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования в 90-е годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в абсолютном сокращении числа исследователей во всех государственных секторах науки и высшего образования, быстром старении и изменении их качественного состава, нарушении преемственности научных и педагогических школ.

Двадцать первый век станет веком экономики, одним из основных ресурсов которой является кадровый потенциал науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики. Мировой опыт организации науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций, ученых высшей квалификации даже при благоприятных экономических условиях нельзя восполнить за короткий срок. Для создания полноценных научных школ необходимо 2-3 поколения. Типичный пример - наука в Китайской Народной Республике, в которой прогресс уже в течение десятилетий лимитируется не финансовыми ресурсами, а наличием квалифицированных ученых.

За период с 1990 по 2005 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в России сократилась на 58 процентов. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек.

Сокращение кадров в науке происходило за счет интенсивного перехода исследовательских и обслуживающих науку кадров в другие отрасли экономики и области занятости в России ("внутренняя миграция"), эмиграции исследователей за рубеж ("утечка умов") и естественной убыли ученых старших поколений.

Процесс перехода научных кадров в другие сферы деятельности определялся как развитием кризисных процессов в самой науке, так и изменением потребностей этих сфер в квалифицированных кадрах. Поэтому сокращение научного персонала происходило в течение последнего десятилетия очень неравномерно.

По данным исследований, резкий спад численности персонала, занятого в секторе исследований и разработок, пришелся на 1992-1998 годы, причем за период 1992-1994 годов численность исследователей сократилась на 40 процентов по сравнению с уровнем 1991 года. Эти процессы были вызваны резким сокращением государственных расходов на исследования и разработки, а также бурным развитием банковского финансового бизнеса, телекоммуникационного сектора экономики, предлагавших существенно лучшие условия оплаты труда для квалифицированного персонала.

В 1995-1998 годах значительная часть ученых попыталась адаптироваться к новым условиям жизни. Возросли масштабы скрытой формы "внутренней миграции" кадров. Не только переход в другие сферы, а часто и совместительство, занимающее основную часть рабочего времени, неизбежно приводят к снижению квалификации ученого или ее утрате.

Несмотря на то что "утечка умов" имеет по сравнению с "внутренней миграцией" кадров относительно небольшие объемы, этому каналу сокращения кадрового потенциала науки справедливо уделяется особое внимание. Как отмечают исследователи, специализация российских ученых, работающих за рубежом, относится к передовым и наиболее технологичным областям - математике, физике, биофизике, вирусологии, генетике и биохимии, от которых во многом зависит социальный и технологический прорыв.

Начиная с 2002 года возобновился отток кадров из науки. На этом фоне отмечается незначительный рост удельного веса молодых ученых (возрастная категория до 29 лет) и существенное сокращение исследователей среднего возраста (возрастные категории 30-39 лет и 40-49 лет).

Отток молодежи из науки происходит прежде всего потому, что она оказывается группой, наиболее уязвимой с социальной и экономической точек зрения.

Через 10 лет ситуация может оказаться катастрофической, поскольку указанные процессы будут усугублены очередным и очень глубоким демографическим кризисом.

В настоящее время существуют различные меры поддержки молодых ученых, студентов и школьников, реализуемые на федеральном и региональном уровнях. Ежегодно на конкурсной основе выделяются по 500 грантов Президента Российской Федерации молодым кандидатам наук и их научным руководителям, а также 100 грантов Президента Российской Федерации - молодым докторам наук.

В среднегодовом исчислении размер гранта для кандидата наук составляет 150 тыс. рублей, а для доктора наук - 250 тыс. рублей.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" осуществляется государственная поддержка талантливой молодежи. Этот проект предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России, из которых 1250 юношей и девушек (победители всероссийских олимпиад, победители и призеры международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают премии в размере 60 тыс. рублей и 4100 молодых дарований (победители региональных и межрегиональных олимпиад, призеры всероссийских олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают премии в размере 30 тыс. рублей.

Осуществляются программы по привлечению к научной деятельности талантливой молодежи, по поддержке научно-технического творчества школьников в гг. Москве и Санкт-Петербурге, в Самарской, Белгородской и Челябинской областях, в Красноярском крае и некоторых других регионах Российской Федерации, а также грантовые программы бизнеса по поддержке молодых талантливых ученых и специалистов.

В рамках ряда федеральных целевых программ до 2007 года выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки кадров. В частности, в рамках федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы выполнялось мероприятие по подготовке кадров для национальной технологической базы. Однако в федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы решение вопросов подготовки кадров не предусмотрено.

На втором этапе реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы намечались мероприятия по проведению молодыми учеными научных исследований по приоритетным направлениям науки, образования и высоких технологий, по развитию системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и студентов в ведущих научных и образовательных центрах, развитию системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, развитию системы ведущих научных школ как среды генерации знаний и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. В федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" указанные мероприятия не включены, так как ее основной целью является получение научного продукта вне зависимости от состава исполнителей, а мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики целесообразно реализовывать в рамках отдельной программы.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области воспроизводства и изменения возрастной структуры научных и научно-педагогических кадров показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению кадров является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 года N 1448 "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов" реализуется пилотный проект по созданию Национального исследовательского ядерного университета на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический институт (государственный университет)" и Национального исследовательского технологического университета на базе федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Государственный технологический университет "Московский институт стали и сплавов". В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 года N 550 "О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет" Министерство образования и науки Российской Федерации осуществило конкурсный отбор еще 12 национальных исследовательских университетов (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 354).

Принципиальным является отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых в период выбора ими жизненного пути, в первую очередь сразу после защиты кандидатской диссертации. Важнейшим элементом является привлекательность для молодежи карьеры исследователя. Необходимо осуществлять поддержку ученых и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную роль, - во-первых, демонстрируют успешность профессии ученого и преподавателя, во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых научных и научно-педагогических кадров.

В настоящее время невозможно комплексно и эффективно решить проблемы привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этих сферах, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования на федеральном уровне в приемлемые сроки за счет использования рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить системное решение проблемы, рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, достигнуть положительной динамики обновления кадрового состава этой сферы в установленные сроки реализации Программы.

Вариантами решения проблемы являются:

реализация в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, а также в рамках программ грантовой поддержки мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и привлечением к их исполнению на конкурсной основе научных и научно-педагогических кадров всех возрастных групп;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»