Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2008 года N ГКПИ08-1774


[Суд признал недействующим п.1 постановления Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ" в части, не предусматривающей засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанным в этом пункте лицам службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, поскольку оспариваемая норма не соответствует требованиям Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предусматривающего право на пенсию за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ]

___________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 января 2009 года N КАС08-680 данное решение оставлено без изменения
___________________________________________________________________


Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.К.Толчеева, при секретаре К.А.Якиной, с участием прокурора Л.Ф.Масаловой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трофимова Руслана Евгеньевича о признании частично недействующим пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",

установил:


Пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в ред. от 25 сентября 2008 года) установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Р.Е.Трофимов обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 1 названного постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 недействующим в части, не предусматривающей включение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанным в этом пункте лицам периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что с июля 2003 года проходил службу в органах Госнаркоконтроля, в октябре 2006 года был уволен в порядке перевода в МВД России, в составленном по его обращению проекте расчета выслуги лет для назначения пенсии по состоянию на 1 июня 2008 года период его службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в выслугу лет включен не был, как не предусмотренный пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941. Считает, что данный пункт в оспариваемой части противоречит статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в силу которой периоды службы в органах Госнаркоконтроля засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 этого Закона.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, уполномоченная поручением от 27 сентября 2008 года N СС-П4-5866 представлять интересы Правительства Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации, в письменных возражениях указала на то, что исчисление выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам органов наркоконтроля осуществляется в соответствии с Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и общей продолжительности службы для выплаты им единовременного пособия в связи с увольнением из этих органов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254. Пунктом 1 указанного постановления на лиц, проходивших службу в органах наркоконтроля в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, и их семьи распространено действие постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941. Поскольку Правительство Российской Федерации установило своими нормативными правовыми актами порядок выслуги лет для всех категорий граждан, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, то необходимость дублирования в оспариваемом постановлении статьи 18 данного Закона отсутствует.

Р.Е.Трофимов в судебное заседание не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Правительства Российской Федерации Д.В.Катыков в судебном заседании мотивировал свои возражения тем, что статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено включение названного заявителем периода работы в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в этом Законе, поэтому необходимость внесения дополнений в оспариваемый нормативный правовой акт не имеется и суд таким правом не обладает.

Обсудив доводы заявителя и возражения представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л.Ф.Масаловой, полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", изложенный в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, распространяет на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и семьи этих лиц условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным Законом (статья 1).

Согласно пункту "а" статьи 13 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в ред. от 30 июня 2003 года) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Исчисление выслуги лет для назначения пенсии урегулировано статьей 18 Закона, в силу которой в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 этого Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также иные периоды, перечисленные в данной статье.

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 распространяется на указанные в нем категории граждан (военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), которым пенсия за выслугу лет назначается в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Следовательно, и выслуга лет этим категориям граждан должна исчисляться на основании названного Закона, его статьи 18, предусматривающей засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В пункте 1 оспариваемого постановления приведен исчерпывающий перечень периодов, засчитываемых в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы всем указанным в этом пункте лицам. Служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в данный перечень не включена.

Таким образом, оспариваемая норма не предусматривает включение в выслугу лет для назначения пенсий периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ лицам, ранее проходившим службу в указанных органах, после их увольнения с военной службы, из органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, что не соответствует требованиям Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в ред. от 30 июня 2003 года).

Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 издано высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в силу полномочия, возложенного на него частью третьей статьи 18 указанного Закона, понимается правоприменителями как исключающее возможность включения в выслугу лет названным в этом постановлении лицам периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Такое понимание оспариваемой нормы, нарушающее права граждан, в том числе заявителя, подтверждается представленными суду сообщениями (л.д.25, 26). В этой связи приведенный в возражениях довод об отсутствии необходимости дублировать норму статьи 18 Закона актами Правительства Российской Федерации несостоятелен.

Требование заявителя сводится не к внесению дополнения, а к признанию нормативного правового акта недействующим в той части, в которой он нарушает право граждан на включение в выслугу лет периода службы в органах наркоконтроля в соответствии с требованиями федерального закона.

Данное право не восстановлено принятием вышеупомянутых Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254, на которые ссылается представитель заинтересованного лица в обоснование своих возражений. Эти Правила определяют порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с увольнением из этих органов. Их действие на лиц, увольняемых со службы из других правоохранительных органов, в том числе указанных в пункте 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, не распространяется.

С учетом изложенного и в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пункт 1 постановления от 22 сентября 1993 года N 941 подлежит признанию недействующим в той части, в которой он нарушает право перечисленных в нем категорий граждан на включение в выслугу лет периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:


Заявление Трофимова Руслана Евгеньевича удовлетворить.

Пункт 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции от 29 сентября 2008 года*) признать недействующим в части, не предусматривающей засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанным в этом пункте лицам службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 25 сентября 2008 года". - Примечание изготовителя базы данных.     


Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.Толчеев

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка