ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2009 года N 569

Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе

(с изменениями на 3 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 399 (Собрание законодательства Российской Федерации, N  22, 30.05.2011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 880 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 569 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.06.2015, N 0001201506150011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2016 года N 1357 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2016, N 0001201612160015);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 года N 501 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.05.2017, N 0001201705020004) (вступило в силу с 1 августа 2017 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2020 года N 259 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.03.2020, N 0001202003120005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2021 года N 1331 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.08.2021, N 0001202108160010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 года N 1539 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.09.2021, N 0001202109200027) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 года N 1539);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2022 года N 2220 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2022, N 0001202212060049).

____________________________________________________________________

 

В соответствии со статьями 31 и 32 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о государственной историко-культурной экспертизе.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июля 2009 года N 569

ПОЛОЖЕНИЕ
о государственной историко-культурной экспертизе

(с изменениями на 3 декабря 2022 года)


1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее - экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.

2. Пункт утратил силу с 23 июня 2015 года - постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 569. - См. предыдущую редакцию.     

3. Пункт утратил силу с 23 июня 2015 года - постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 569. - См. предыдущую редакцию.

4. Пункт утратил силу с 23 июня 2015 года - постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 569. - См. предыдущую редакцию.

5. Пункт утратил силу с 23 июня 2015 года - постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 569. - См. предыдущую редакцию.

6. Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее - договор).

При проведении экспертизы несколькими экспертами заказчик заключает договор с каждым из них.

7. В качестве экспертов привлекаются:

а) физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:

высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности, в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте "д" пункта 11_1 настоящего Положения, необходимо высшее образование претендента (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре) по специальностям "история", "музейное дело и охрана памятников" и "археология");

(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 июня 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 569; в редакции, введенной в действие с 20 сентября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 года N 1539. - См. предыдущую редакцию)

предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте "д" пункта 11_1 настоящего Положения, стаж археологических полевых работ на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающего право на проведение одного из видов археологических полевых работ (далее - открытый лист), должен составлять не менее 10 лет);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 июня 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 569. - См. предыдущую редакцию)      

знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы;

б) юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта.

8. К проведению экспертизы не привлекаются лица:

а) имеющие родственные связи с заказчиком (его должностным лицом или работником) (дети, супруги и родители, полнородные и неполнородные братья и сестры (племянники и племянницы), двоюродные братья и сестры, полнородные и неполнородные братья и сестры родителей заказчика (его должностного лица или работника) (дяди и тети);

б) состоящие в трудовых отношениях с заказчиком;

в) имеющие долговые или иные имущественные обязательства перед заказчиком (его должностным лицом или работником), а также в случае, если заказчик (его должностное лицо или работник) имеет долговые или иные имущественные обязательства перед экспертом;

г) владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах) заказчика;

д) заинтересованные в результатах исследований либо решении, вытекающем из заключения экспертизы, с целью получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав для себя или третьих лиц.

9. Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 7 настоящего Положения, осуществляет аттестацию экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 399 - см. предыдущую редакцию).

10. В случае если эксперту известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные статьей 29 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в том числе если указанные обстоятельства стали известны ему в период проведения экспертизы, эксперт обязан отказаться от участия в проведении экспертизы.

Заключение эксперта, в случае если указанные обстоятельства стали известны ему после оформления заключения экспертизы, считается ничтожным. В случае если вывод такого эксперта повлиял на результат экспертной комиссии, экспертиза проводится заново.

11. Экспертиза проводится одним экспертом либо экспертной комиссией из 3 и более экспертов в зависимости от объекта экспертизы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июня 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 569. - См. предыдущую редакцию)

11_1. Одним экспертом экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:

а) выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр);

б) документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;

в) документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

г) документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;

д) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с подпунктом 34_2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В случае если воздействием земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ будет затронут не весь земельный участок, а его часть либо территория, на которой земельный участок не образован, допускается проведение экспертизы только части земельного участка (территории), непосредственно подлежащей воздействию указанных работ;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 12 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2020 года N 259. - См. предыдущую редакцию)

е) документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;

ж) документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

(Пункт 11_1 дополнительно включен с 23 июня 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 569)

11_2. Экспертной комиссией из 3 и более экспертов экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:

а) документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;

б) проекты зон охраны объекта культурного наследия;

в) проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

г) документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия.

(Подпункт дополнительно включен с 24 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2016 года N 1357)

(Пункт 11_2 дополнительно включен с 23 июня 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 569)     

11_3. Экспертиза, указанная в подпункте "д" пункта 11_1 настоящего Положения, проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа либо в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.

(Пункт дополнительно включен с 23 июня 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 569)

12. Перед началом проведения экспертизы экспертной комиссией проводится ее организационное заседание, на котором эксперты:

утверждают состав членов экспертной комиссии;

избирают из своего состава председателя экспертной комиссии и ее ответственного секретаря;

определяют порядок работы и принятия решений экспертной комиссии и при необходимости утверждают ее регламент;

определяют основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании);

утверждают календарный план работы экспертной комиссии исходя из срока проведения экспертизы;

определяют перечень документов, запрашиваемых у заказчика для проведения экспертизы;

определяют иные положения и условия, необходимые для работы экспертной комиссии и проведения экспертизы.

Организационное заседание экспертной комиссии оформляется протоколом, подписываемым всеми ее членами.

13. При выборе председателя экспертной комиссии преимущество отдается эксперту, имеющему ученую степень (звание) по специальности, соответствующей исследованиям, подлежащим проведению экспертной комиссией.

При необходимости обязанности председателя и ответственного секретаря экспертной комиссии исполняет один эксперт.

14. В случае невозможности председателя экспертной комиссии исполнять свои обязанности или его отказа от участия в проведении экспертизы в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения, члены экспертной комиссии проводят организационное заседание и избирают из своего состава нового председателя экспертной комиссии.

В период до выборов нового председателя экспертной комиссии его обязанности исполняет ответственный секретарь экспертной комиссии.

15. Председатель и ответственный секретарь экспертной комиссии организуют ее работу, в частности:

а) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком и иными лицами, в том числе по вопросам получения экспертами необходимых документов, материалов и информации;

б) организуют проведение заседаний экспертной комиссии, оформляют и подписывают протоколы этих заседаний;

в) организуют при необходимости выезды членов экспертной комиссии для исследования на месте объектов культурного наследия и объектов экспертизы;

г) контролируют выполнение экспертами плана работы экспертной комиссии и при необходимости совместно принимают решения о его изменении исходя из срока проведения экспертизы;

д) формируют при необходимости экспертные группы по основным направлениям экспертизы;

е) при необходимости готовят и представляют для утверждения на заседаниях экспертной комиссии предложения об изменении состава ее членов, порядка работы и принятия решений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»