Недействующий

О внесении изменений в статью 151Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 82 Налогового кодекса Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 151Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 82 Налогового кодекса Российской Федерации"



Федеральной службой судебных приставов при реализации полномочий, предусмотренных федеральными законами от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах", могут быть выявлены преступления, предусмотренные статьями 156, частью первой 159, частью первой 160, 165, 170, 194, 198, 199, 203, 207, частями первой и третьей 327, 330 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Проектом предлагается установить альтернативную подследственность по вышеуказанным уголовным делам, производить предварительное расследование дознавателями органа дознания, выявившего эти преступления.

При этом указанные категории преступлений условно можно разделить на две группы:

1) преступления, выявленные при проведении исполнительного производства и обеспечении установленного порядка деятельности судов (статьи 156; частью первой 160, 194, 198, 199, 203, 207, частями первой и третьей 327, 330 УК РФ);

2) преступления, выявленные в ходе расследования органами дознания ФССП России уголовных дел, возбужденным по признакам преступления, предусмотренного статьей 177 УК "Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности" (часть первая статьи 159, статьи 165 и 170 УК РФ).

Статьей 156 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Преступления указанной категории могут быть совершены не только родителями ребенка (одним из родителей), но и любым лицом, на которого возложена обязанность надзора за несовершеннолетним (например, работником воспитательного, медицинского учреждений). При этом уголовная ответственность наступает только в случае жестокого обращения виновным лицом с поднадзорным несовершеннолетним.

Родители могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов, отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Исполнение решений судов о лишении родительских прав и передачи несовершеннолетних органам опеки и попечительства осуществляют должностные лица ФССП России, об определении порядка общения с ребенком, об отобрании ребенка.

В этой связи, альтернативная подследственность статьи 156 УК РФ позволит исключить волокиту и необоснованность отказа в возбуждении уголовного дела в случаях, если преступление, предусмотренное статьей 156 УК РФ, выявлено при исполнении судебного решения о передаче несовершеннолетнего органам опеки и попечительства.

Кроме того, это позволит и в дальнейшем осуществлять действенный контроль за судьбой несовершеннолетнего.

Эффективность работы по данному направлению подтверждается статистическими данными по выявлению и пресечению органами дознания ФССП России преступлений, предусмотренных статьей 157 УК РФ. Так, если в 2007 году в производстве органов внутренних дел находилось около 35 тысяч уголовных дел о преступлениях рассматриваемой категории, то органами дознания ФССП России расследовалось более 40 тысяч уголовных дел данной категории.

Частью первой статьи 160 УК РФ предусмотрена ответственность за присвоение или растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному.

Указанное преступление может быть выявлено должностными лицами ФССП России в процессе исполнительного производства, при установлении факта хищения арестованного имущества. Такая ситуация может возникнуть, когда пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства проверяет наличие у должника имущества подвергнутого описи или аресту. Кроме того, при обращении граждан непосредственно к должностным лицам ФССП России с заявлением о совершении в отношении их имущества хищения (в 2008 году органами дознания ФССП России рассмотрено свыше 90 тысяч сообщений о преступлениях).

Передача в альтернативную подследственность статьи 160 УК РФ будет способствовать снижению количества таких хищений.

В статье 194 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

В соответствии с требованиями статьи 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" к должнику могут применяться временное ограничение на выезд из Российской Федерации, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.

Передача в альтернативную подследственность статьи 194 УК РФ, будет не только способствовать исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, но и повлечет рост раскрываемости преступлений данной категории.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренным статьями 198 (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица) и 199 (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации) УК РФ в настоящее время предварительное расследование производится следователями органов внутренних дел. Объективная сторона уклонения характеризуется непредставлением налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном и особо крупном размере.

Согласно части 3 статьи 105 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве Российской Федерации.

В силу статьи 47 НК РФ взыскание налогов и сборов за счет имущества налогоплательщика производится по постановлению налогового органа в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

В соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа, к которому согласно пункта 5 части первой статьи 12 названного закона, в том числе относится акт налогового органа.

В процессе исполнительных действий, предусмотренных статьей 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебные приставы-исполнители проводят ряд проверок, в том числе правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту налогового органа, а также финансовых документов, по исполнению исполнительных документов, запрашивают необходимую информацию.

В ходе таких проверок судебные приставы-исполнители достаточно часто устанавливают в действиях должников признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ.

Таким образом, передача в альтернативную подследственность ФССП России уголовных дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ, позволит укрепить уголовно-правовой механизм обеспечения судебных решений о взыскании налоговых платежей и постановлений налоговых органов, что призвано обеспечить стабильность экономических отношений в обществе.

В соответствии с часть 3 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией.

Вместе с тем, несмотря на то, что взаимодействие между налоговыми органами и органами ФССП России предусмотрено на законодательном уровне, вопрос об обмене между этими органами информацией в целях исполнения возложенных на них задач не решен.

Таким образом, для повышения эффективности работы по применению к должникам мер уголовно-правового характера законопроект предлагает включить органы ФССП России в часть 3 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 203 УК РФ предусматривается ответственность за превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации.