Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"



Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (далее - Проект) разработан с целью совершенствования законодательства в сфере кинематографии по следующим направлениям: уточнение условий отнесения фильма к категории "национальный фильм" с учетом российского и зарубежного опыта; нормативно-правовое обеспечение внедрения и функционирования на территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах.

В настоящее время вопросы, связанные с государственной поддержкой кинематографии, регулирует следующее законодательство: Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (далее - Закон), Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Правоприменительная практика, связанная с использованием статьи 4 "Национальный фильм" Закона, выявила ряд моментов, требующих корректировки.

В частности, представляется актуальным пересмотреть следующие положения данной статьи: условие о том, что все авторы фильма должны иметь гражданство Российской Федерации, условие о языке, на котором снимается фильм, доля иностранных инвестиций в производство фильма.

Недостаток установленных данной статьей предельных количественных нормативов заключается в том, что они не отвечают объективным тенденциям современного этапа развития отечественного и мирового кинематографа, содержат чрезмерные финансовые, кадровые и языковые ограничения для создателей фильмов. Эти ограничения не позволяют создавать фильм на языке, соответствующем реалиям отображаемого действия, с русскими титрами; обеспечить кинопроект иностранными инвестициями в требуемом объеме. Кроме того, согласно указанной статье Закона, фильм русскоговорящего режиссера, снятый в России и о России, не может получить статус национального фильма, если режиссер не имеет российского гражданства.

Установленные в России предельные нормативы привлечения иностранных материально-финансовых ресурсов для признания фильма национальным на сегодня не способствуют выходу на экраны в достаточной степени содержательных и качественно исполненных кинопроизведений. В настоящее время широко распространены механизмы финансирования производства кинофильмов международными инвестиционными компаниями, деятельность которых не очерчена национальными границами. Используя эти механизмы, российские продюсеры могли бы привлекать средства зарубежных инвесторов в качестве вложений в производство своих фильмов. Однако в настоящее время такая возможность ограничена 30% сметной стоимости фильма.

У отечественных продюсеров появится возможность осуществлять проекты на более высоком уровне, участвуя в международной финансовой кооперации. При этом рост количества национальных фильмов, создаваемых при государственной поддержке, в результате принятия предлагаемых изменений в Законе не прогнозируется.

Учитывая, что расширение участия иностранных компаний и физических лиц в производстве национальных фильмов рассматривается как фактор повышения качественных характеристик, а не объемов выпуска кинопродукции, рост суммы налоговых льгот в результате принятия законопроекта не прогнозируется.

Другой не менее важной целью законопроекта является создание условий для внедрения единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей поступление и учет информации о публичной демонстрации фильмов в кинозалах.

Указанная система призвана обеспечить накопление, учет и обработку сведений о платной публичной демонстрации кинофильмов, осуществляемой в кинозалах.

Внедрение Единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах призвано оказать существенное влияние на процесс развития отечественной кинематографии путем защиты экономических интересов участников создания и продвижения аудиовизуальной продукции.

На сегодня система взаимоотношений в сфере кинопроизводства, кинодистрибуции и кинопоказа в России характеризуется непрозрачностью. По оценкам субъектов аудиовизуального рынка, сокрытие доходов от показа фильмов в различных кинотеатрах составляет до 30% - 50% их общей суммы. Это существенно снижает заинтересованность участников отрасли в расширении масштабов деятельности по созданию и продвижению кинопродукции, что выражается в относительно невысоких объемах притока частных инвестиций в отечественную киноиндустрию.

Внедрение Единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах в соответствии с законопроектом должно стать обязательным для демонстраторов фильмов.

Получение достоверных сведений о показе отечественных фильмов на территории России является необходимым инструментом для совершенствования предусмотренных законодательством мер государственной поддержки кинематографии, таких как частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов. Такая система на сегодняшний день может стать единственным достоверным источником сведений об эффективности государственной поддержки тех или иных групп проектов.

Принятие законопроекта должно существенно повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на государственную поддержку кинематографии Российской Федерации, поскольку появится возможность достоверного анализа результата кинопроката национальных фильмов.

Внесение изменений в Закон будет способствовать росту инвестиционной привлекательности российской киноотрасли, тем самым приближая уровень ее развития к странам с развитыми рынками кинопроизводства и кинопоказа. Прозрачность рынка является обязательным условием построения цивилизованных отношений между его игроками, поэтому внедрение современных инструментов финансирования кинопроизводства и исключение возможности нелегального использования аудиовизуальных произведений станет возможно только при условии повышения прозрачности рынка. Обеспечивая в конечном итоге дальнейший рост киноотрасли с развитием современных методов инвестирования, внедрение Единой автоматизированной информационной системы позволит создать новые рабочие места не только в области кинопоказа и кинопроката, но и в области кинопроизводства, а также увеличить налоговые поступления за счет расширения прозрачности рынка.