В ходе земельной реформы при реорганизации в 1992-1994 годах колхозов и совхозов 115 млн.га сельскохозяйственных угодий было передано в общую долевую собственность 12 млн. граждан в виде земельных долей без определения на местности границ не только этих земельных долей, но и без определения границ земельных массивов, в которых находятся земельные доли.
По этой причине до сих пор затруднен кадастровый учет и государственная регистрация прав граждан на земельные участки, формирование земельных участков.
В результате к настоящему времени из 12 млн. собственников земельных долей (115 млн.га сельскохозяйственных угодий) только 1,4 млн. этих собственников (18 млн.га) прошли кадастровый учет и государственную регистрацию своих прав на землю, выделили свои земельные доли в натуре для создания фермерских и личных подсобных хозяйств, или передали их в уставные капиталы (фонды)сельскохозяйственным организациям.
Остальные земельные доли используются сельскохозяйственными организациями на правах аренды.
Такая ситуация с земельными долями затрудняет эффективное использование земель сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также использование земельных участков в качестве залога для привлечения долгосрочных кредитов в сельское хозяйство.
В связи с этим законопроектом предлагается внести в законодательные акты Российской Федерации изменения, направленные на уточнение и упрощение процедуры формирования земельных участков в счет земельных долей, совершенствование оборота земельных долей и земельных участков, обеспечивающих целевое использование земель сельскохозяйственного назначения, позволяющие:
1. Установить четкий порядок и правила проведения общего собрания участников долевой собственности:
- определяется компетенция общего собрания (утверждение проекта образования земельных участков, списка собственников, вопросы о размере невостребованных земельных долей, о заключении договоров аренды, залога, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд);
- вводится обязанность органа местного муниципального образования организовать проведение общего собрания участников долевой собственности.
2. Уточнить порядок обращения невостребованных и выморочных земельных долей в публичную собственность и порядок их выдела:
- определяются общим собранием их площади;
- по суду передаются в муниципальную собственность.
3. Установить порядок отказа от земельной доли путем подачи заявления и документа, подтверждающего право на земельную долю:
- в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;
- земельная доля определяется в собственность муниципального района по месту расположения земельного участка.
4. Уточнить основания и порядок изъятия и вовлечения в сельскохозяйственную деятельность неиспользуемых и ненадлежащее используемых земельных участков:
- вводятся конкретные критерии по каждому виду разрешенного использования (на пашне, сенокосах, пастбищах, многолетних насаждениях);
- уточняется срок для принудительного прекращения прав сокращается;
- предусматривается продажа неиспользуемого земельного участка на основании решения суда с публичных торгов.
5. Ввести особый объект прав на землю - "многоконтурный земельный участок" - как единый объект недвижимости, что многократно сократит издержки на формирование земельных участков.
Законопроект восполняет имеющиеся проблемы в законодательстве и его принятие позволит в ближайшее время осуществить государственную регистрацию прав 19 млн. земельных долей, сформировать земельные участки на площади 110 млн.га, что обеспечит создание залоговой базы для привлечения долгосрочных кредитов в отрасль, вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, наведение порядка в земельных отношениях, и повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель.