Недействующий

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения

Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения", вносимый депутатами Государственной Думы В.П.Денисовым, А.П.Берестовым, Н.И.Борцовым и другими



В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается усовершенствовать вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения, а также порядок оформления прав на них. В частности, предусматривается введение понятия многоконтурного земельного участка, определяется содержание проекта образования земельного участка, уточняется порядок принятия решений собственниками земельных долей. Законопроектом также решается проблема передачи в муниципальную собственность невостребованных земельных долей с последующей передачей их в частную собственность, что способствует их вовлечению в хозяйственный оборот.

Данные предложения поддерживаются как меры, способствующие упрощению и удешевлению оформления прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также защите имущественных прав граждан.

В то же время отдельные положения законопроекта направлены на урегулирование вопросов, касающихся земель в целом, независимо от их дифференциации по целевому назначению (например, пункты 2, 3 статьи 2, пункты 2, 3 статьи 3, пункт 1, подпункт "б" пункта 2 статьи 5, статья 6 и другие), что выходит за рамки правового регулирования данного законопроекта.

Статьей 1 законопроекта предлагается новая редакция части пятой статьи 71 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, предусматривающая, что оценка стоимости наследуемого государством или муниципальным образованием имущества не осуществляется, а выдача свидетельства о праве на наследство производится без взимания государственной пошлины или иной платы.

Вместе с тем правоотношения, возникающие в сфере налогообложения, регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Предлагаемые статьей 4 законопроекта положения об увеличении ставки земельного налога в качестве санкции за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения требуют дополнительной проработки.

Кроме того, нуждаются в дополнительной проработке нормы  подпунктов "б" и "в" пункта 6 статьи 7 законопроекта в части момента возникновения права на земельную долю у муниципального образования, а также возможности возникновения права на земельную долю у других сособственников.

Пунктом 7 статьи 7 законопроекта предлагается дополнить Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" статьей 12_1, предусматривающей, что лица, необоснованно включенные в список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, могут быть исключены из него на основании решения общего собрания участников долевой собственности (пункт 3).

Данное положение законопроекта требует уточнения в части исключения из статьи положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и позволяющих давать неоднозначное толкование норм, определяющих права общего собрания участников долевой собственности при принятии решения.

Статьей 9 законопроекта предлагается внести дополнения в статьи 14-16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделив органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению интересов собственников земельных долей, а также по принятию по наследству выморочного имущества. При этом предполагается одновременно включить в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты положения, закрепляющие за органами местного самоуправления соответствующие полномочия, реализация которых повлечет дополнительные расходы из местных бюджетов.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательное закрепление новых видов расходных обязательств муниципальных образований допускается только при условии включения в законопроект норм, определяющих источники и порядок исполнения таких расходных обязательств. В этой связи законопроект в части закрепления дополнительных полномочий органов местного самоуправления нуждается в доработке.

Статьей 10 законопроекта предусматривается расширение перечня мероприятий, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", а именно включение в этот перечень проведения землеустройства в отношении земель, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями. Такое дополнение приведет к увеличению расходов федерального бюджета. В связи с этим статью 10 законопроекта предлагается исключить.

Кроме того, в законопроекте имеются отдельные внутренние противоречия между устанавливаемыми данным проектом положениями. К законопроекту имеются юридико-технические замечания, требующие устранения.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии его доработки с учетом замечаний после первого чтения.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин