Недействующий

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения

Официальный отзыв на проект федерального закона N 130822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения", внесенный депутатами Государственной Думы В.П.Денисовым, А.П.Берестовым, Н.И.Борцовым и другими



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается внести в законодательные акты Российской Федерации изменения, направленные, как следует из пояснительной записки, на упрощение процедур согласования границ земельного участка, выделяемого (образуемого) в счет земельных долей, и постановки его на кадастровый учет, предоставления земельных участков в аренду или собственность.

Пунктом 3 предлагаемой законопроектом статьи 24_1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации) предусмотрено, что с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от имени участников долевой собственности может обратиться любое лицо, чьи полномочия подтверждены доверенностью.

Пунктом 4 статьи 24_1 предлагается установить, что в случае смерти участника долевой собственности, выдавшего доверенность, при государственной регистрации прав на земельный участок, находящийся в долевой собственности, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним делается запись на основании свидетельства о смерти о том, что обладатель вещных прав на соответствующую земельную долю временно неизвестен.

Аналогичная норма предлагается в новой редакции статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон об обороте земель). При этом пункт 14 указанной статьи (в редакции законопроекта) предусматривает, что лицо, действующее на основании доверенности, вправе продолжать действия по формированию, кадастровому учету и государственной регистрации прав на выделяемый земельный участок после смерти участника долевой собственности, выдавшего такую доверенность.

Однако договор поручения прекращается вследствие смерти доверителя или поверенного, что следует из пункта 1 статьи 977 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).

Кроме того, государственная регистрация права может быть осуществлена только в отношении конкретного лица или лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона о государственной регистрации участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются, с одной стороны, собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, и, с другой, - органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, необходимо определить, в отношении кого будет производиться государственная регистрация права на указанный земельный участок.

Статью 10 Федерального закона об обороте земель предлагается дополнить пунктом 5(1), в соответствии с которым выделенный в счет невостребованных долей земельный участок можно предоставлять в аренду без проведения торгов сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использовавшим указанный земельный участок.

В то же время не предлагается каких-либо изменений в пункт 2 статьи 10 этого же Федерального закона, устанавливающий, что если подано два или более заявлений о передаче земельных участков в аренду, то такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Законопроектом вносятся изменения в пункт 7 статьи 10 Федерального закона об обороте земель, в соответствии с которыми приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки, являющиеся сельскохозяйственными угодьями, или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, в размере не более 15 процентов от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Предложение о снижении максимальной стоимости выкупа земельных участков, являющихся сельскохозяйственными угодьями, с 20 процентов до 15 процентов от кадастровой стоимости требует дополнительного обоснования.

Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон об обороте земель положениями о приобретении в собственность несельскохозяйственных угодий.

В этой связи необходимо отметить, что понятие "несельскохозяйственные угодья" не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Кроме того, в данном случае предметом купли-продажи может быть только земельный участок, а не "несельскохозяйственные угодья".

В предлагаемой законопроектом новой редакции статьи 13 Федерального закона об обороте земель используется словосочетание "примерное местоположение земельных участков, выделяемых в счет земельных долей".

Необходимо предусмотреть возможность определять допустимую точность установления примерного местоположения земельного участка правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом местных условий.

Законопроект также не в полной мере регулирует правоотношения в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, в частности, связанные с арендными отношениями, образованием из нескольких земельных участков единого земельного участка, установлением критериев ненадлежащего использования земельных участков.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии устранения указанных замечаний до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка