РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О добровольной пожарной охране
Принят Государственной Думой
"_____" __________ 2009 года
Одобрен Советом Федерации
"_____" __________ 2009 года
Настоящий Федеральный закон определяет общие организационно-правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности общественных и государственно-общественных объединений пожарной охраны на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), государственно-общественными и общественными объединениями пожарной охраны, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также устанавливает права, обязанности и ответственность добровольных пожарных, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты добровольных пожарных, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в предупреждении и тушении пожаров, проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ, и членов их семей.
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
добровольная пожарная охрана (ДПО) - совокупность государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц, объединившихся для участия в деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров;
добровольный пожарный - гражданин, являющийся членом или участником государственно-общественного или общественного объединения пожарной охраны и осуществляющий безвозмездную или на льготных условиях деятельность по профилактике и (или) тушению пожаров в оперативных подразделениях пожарной охраны;
структурные подразделения добровольной пожарной охраны - обособленные подразделения государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны;
оперативные подразделения пожарной охраны - подразделения различных видов пожарной охраны, принимающие непосредственное участие в профилактике и (или) тушении пожаров;
добровольная пожарная команда (ДПК) - оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, на вооружении которого имеются пожарные машины;
добровольная пожарная дружина (ДПД) - оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее на вооружении пожарных машин;
добровольная дружина юных пожарных (ДЮП) - детское подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее на вооружении пожарных машин; созданное в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на организацию профилактики и тушения пожаров;
члены ДПД, ДПК - добровольные пожарные, осуществляющие деятельность по профилактике и тушению пожаров в составе добровольной пожарной дружины (команды);
статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
пожарные машины - транспортные или транспортируемые средства, предназначенные для тушения пожаров, выполнения связанных с ними аварийно-спасательных работ;
общественный контроль соблюдения требований пожарной безопасности - деятельность добровольных пожарных по профилактике пожаров.
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение для участия в деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны и государственно-общественных объединений пожарной охраны.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны, государственно-общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
Создание и деятельность добровольной пожарной охраны осуществляется в соответствии с принципами:
равенства перед законом общественных объединений, независимо от их организационно-правовых форм;
добровольности, равноправия, самоуправления и законности деятельности добровольной пожарной охраны;
свободы в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности;
гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны;
постоянной готовности подразделений добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных к тушению пожаров и проведению работ по их ликвидации;
приоритетности спасения людей при пожарах;
оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении работ по ликвидации пожаров.
Правовыми основами создания и деятельности государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "О пожарной безопасности", Федеральный закон "Об общественных объединениях", настоящий Федеральный закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Правовые и социальные гарантии добровольных пожарных, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, равно как и вмешательство этих объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, оказывает финансовую и материально-техническую помощь при осуществлении их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ, предусматривает систему мер по правовой и социальной защите добровольных пожарных и членов их семей.
Государственная поддержка добровольной пожарной охраны осуществляется в формах, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, в том числе в форме целевого финансирования федеральных и региональных программ в области организации и совершенствования деятельности добровольной пожарной охраны по заявкам государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны (государственные гранты); заключении различного вида договоров, в том числе на выполнение работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; отдачи предпочтения (при прочих равных условиях) государственно-общественным и общественным объединениям пожарной охраны при размещении государственного заказа на выпуск пожарно-технической продукции и выполнении различных государственных программ.
Вопросы, затрагивающие интересы государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с обязательным участием общественных объединений пожарной охраны или по согласованию с ними.
Государственная поддержка общероссийских и межрегиональных детских объединений добровольной пожарной охраны осуществляется в отношении объединений, являющихся юридическими лицами не менее одного года с момента их государственной регистрации и насчитывающих в своих рядах не менее трех тысяч членов.
На работников государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании. На сотрудников федеральной противопожарной службы, осуществляющих свою деятельность на различных должностях в государственно-общественных объединениях пожарной охраны, распространяется законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.
Добровольная пожарная охрана состоит из:
общественных объединений пожарной охраны;
государственно-общественных объединений пожарной охраны;
Под общественным объединением пожарной охраны понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое, формирование граждан, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации по инициативе граждан и (или) юридических лиц, объединившихся на основе общности интересов в целях решения уставных задач в области обеспечения пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны.
Под государственно-общественным объединением пожарной охраны понимается общественное объединение пожарной охраны, созданное при участии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления государственной противопожарной службы.
Общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное учреждение.
Государственно-общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
государственно-общественная организация;
государственно-общественный фонд;
государственно-общественное учреждение.
Государственно-общественные объединения пожарной охраны создаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) органами управления государственной противопожарной службы.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации государственно-общественных объединений пожарной охраны, условия осуществления их деятельности определяются уставом (для государственно-общественных объединений, подлежащих государственной регистрации), разработанным в соответствии с законодательством Российской Федерации, или соответствующими положениями, утверждаемыми их учредителями.
Положение о государственно-общественном объединении пожарной охраны должно содержать:
наименование государственно-общественного объединения;
цели, задачи, направления деятельности и границы территории деятельности государственно-общественного объединения;
структуру государственно-общественного объединения;
функции и полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления государственной противопожарной службы по руководству деятельностью государственно-общественного объединения, организационно-правовую форму и структуру (взаимоподчиненность) его руководящих органов;
порядок взаимодействия государственно-общественного объединения с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами управления государственной противопожарной службы;
порядок вступления в члены государственно-общественного объединения и исключения из него;
права, обязанности и ответственность членов государственно-общественного объединения;
меры поощрения и взыскания, применяемые к членам государственно-общественного объединения;
форма удостоверения члена государственно-общественного объединения;
порядок создания и ликвидации государственно-общественного объединения.
Ликвидация органов управления государственно-общественных объединений осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для государственных учреждений.
Добровольная пожарная охрана создается в целях объединения граждан для участия в деятельности по обеспечению пожарной безопасности, а также для защиты законных прав и интересов членов добровольной пожарной охраны.
Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
участие в осуществлении профилактики пожаров;
осуществление тушения пожаров.
В соответствии с возложенными задачами добровольной пожарной охраной осуществляются следующие основные функции:
формирование общественного сознания и гражданской позиции населения в области пожарной безопасности, привлечение его к деятельности по профилактике и тушению пожаров;
содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям в обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов и организаций;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;