Недействующий

     

Проект
 ФГУ ВНИИПО МЧС России
от 23.10.2009

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О добровольной пожарной охране

Принят Государственной Думой
 "_____" __________ 2009 года

Одобрен Советом Федерации
 "_____" __________ 2009 года

   

Настоящий Федеральный закон определяет общие организационно-правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности общественных и государственно-общественных объединений пожарной охраны на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), государственно-общественными и общественными объединениями пожарной охраны, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также устанавливает права, обязанности и ответственность добровольных пожарных, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты добровольных пожарных, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в предупреждении и тушении пожаров, проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ, и членов их семей.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия


В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

добровольная пожарная охрана (ДПО) - совокупность государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц, объединившихся для участия в деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров;

добровольный пожарный - гражданин, являющийся членом или участником государственно-общественного или общественного объединения пожарной охраны и осуществляющий безвозмездную или на льготных условиях деятельность по профилактике и (или) тушению пожаров в оперативных подразделениях пожарной охраны;

структурные подразделения добровольной пожарной охраны - обособленные подразделения государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны;

оперативные подразделения пожарной охраны - подразделения различных видов пожарной охраны, принимающие непосредственное участие в профилактике и (или) тушении пожаров;

добровольная пожарная команда (ДПК) - оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, на вооружении которого имеются пожарные машины;

добровольная пожарная дружина (ДПД) - оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее на вооружении пожарных машин;

добровольная дружина юных пожарных (ДЮП) - детское подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее на вооружении пожарных машин; созданное в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на организацию профилактики и тушения пожаров;

члены ДПД, ДПК - добровольные пожарные, осуществляющие деятельность по профилактике и тушению пожаров в составе добровольной пожарной дружины (команды);

статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

пожарные машины - транспортные или транспортируемые средства, предназначенные для тушения пожаров, выполнения связанных с ними аварийно-спасательных работ;

общественный контроль соблюдения требований пожарной безопасности - деятельность добровольных пожарных по профилактике пожаров.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего федерального закона


Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение для участия в деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны и государственно-общественных объединений пожарной охраны.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны, государственно-общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Статья 3. Основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны


Создание и деятельность добровольной пожарной охраны осуществляется в соответствии с принципами:

равенства перед законом общественных объединений, независимо от их организационно-правовых форм;

добровольности, равноправия, самоуправления и законности деятельности добровольной пожарной охраны;

свободы в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности;

гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны;

постоянной готовности подразделений добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных к тушению пожаров и проведению работ по их ликвидации;

приоритетности спасения людей при пожарах;

оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении работ по ликвидации пожаров.

Статья 4. Правовые основы создания и деятельности государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны


Правовыми основами создания и деятельности государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "О пожарной безопасности", Федеральный закон "Об общественных объединениях", настоящий Федеральный закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Правовые и социальные гарантии добровольных пожарных, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Статья 5. Государство и добровольная пожарная охрана


Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, равно как и вмешательство этих объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, оказывает финансовую и материально-техническую помощь при осуществлении их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ, предусматривает систему мер по правовой и социальной защите добровольных пожарных и членов их семей.

Государственная поддержка добровольной пожарной охраны осуществляется в формах, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, в том числе в форме целевого финансирования федеральных и региональных программ в области организации и совершенствования деятельности добровольной пожарной охраны по заявкам государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны (государственные гранты); заключении различного вида договоров, в том числе на выполнение работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; отдачи предпочтения (при прочих равных условиях) государственно-общественным и общественным объединениям пожарной охраны при размещении государственного заказа на выпуск пожарно-технической продукции и выполнении различных государственных программ.

Вопросы, затрагивающие интересы государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с обязательным участием общественных объединений пожарной охраны или по согласованию с ними.

Государственная поддержка общероссийских и межрегиональных детских объединений добровольной пожарной охраны осуществляется в отношении объединений, являющихся юридическими лицами не менее одного года с момента их государственной регистрации и насчитывающих в своих рядах не менее трех тысяч членов.

На работников государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании. На сотрудников федеральной противопожарной службы, осуществляющих свою деятельность на различных должностях в государственно-общественных объединениях пожарной охраны, распространяется законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.

Глава 2. Добровольная пожарная охрана

Статья 6. Состав добровольной пожарной охраны


Добровольная пожарная охрана состоит из:

общественных объединений пожарной охраны;

государственно-общественных объединений пожарной охраны;

Под общественным объединением пожарной охраны понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое, формирование граждан, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации по инициативе граждан и (или) юридических лиц, объединившихся на основе общности интересов в целях решения уставных задач в области обеспечения пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны.

Под государственно-общественным объединением пожарной охраны понимается общественное объединение пожарной охраны, созданное при участии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления государственной противопожарной службы.

Общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное учреждение.

Государственно-общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

государственно-общественная организация;

государственно-общественный фонд;

государственно-общественное учреждение.

Государственно-общественные объединения пожарной охраны создаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) органами управления государственной противопожарной службы.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации государственно-общественных объединений пожарной охраны, условия осуществления их деятельности определяются уставом (для государственно-общественных объединений, подлежащих государственной регистрации), разработанным в соответствии с законодательством Российской Федерации, или соответствующими положениями, утверждаемыми их учредителями.

Положение о государственно-общественном объединении пожарной охраны должно содержать:

наименование государственно-общественного объединения;

цели, задачи, направления деятельности и границы территории деятельности государственно-общественного объединения;

структуру государственно-общественного объединения;

функции и полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления государственной противопожарной службы по руководству деятельностью государственно-общественного объединения, организационно-правовую форму и структуру (взаимоподчиненность) его руководящих органов;

порядок взаимодействия государственно-общественного объединения с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами управления государственной противопожарной службы;

порядок вступления в члены государственно-общественного объединения и исключения из него;

права, обязанности и ответственность членов государственно-общественного объединения;

меры поощрения и взыскания, применяемые к членам государственно-общественного объединения;

форма удостоверения члена государственно-общественного объединения;

порядок создания и ликвидации государственно-общественного объединения.

Ликвидация органов управления государственно-общественных объединений осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для государственных учреждений.

Статья 7. Цель и задачи добровольной пожарной охраны


Добровольная пожарная охрана создается в целях объединения граждан для участия в деятельности по обеспечению пожарной безопасности, а также для защиты законных прав и интересов членов добровольной пожарной охраны.

Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

участие в осуществлении профилактики пожаров;

осуществление тушения пожаров.

Статья 8. Функции добровольной пожарной охраны


В соответствии с возложенными задачами добровольной пожарной охраной осуществляются следующие основные функции:

формирование общественного сознания и гражданской позиции населения в области пожарной безопасности, привлечение его к деятельности по профилактике и тушению пожаров;

содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям в обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов и организаций;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»