Недействующий

О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на предотвращение нарушений законодательства, регламентирующего деятельность саморегулируемой организации, и повышение безопасности объектов капитального строительства.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации направлены на упорядочение требований, предъявляемых к саморегулируемым организациям, основанным на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации и строительство:

1) устанавливается максимальное число членов саморегулируемых организаций (применительно к саморегулируемым организациям, основанным на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации, - пятьсот членов, применительно к саморегулируемым организациям, основанным на членстве лиц, осуществляющих строительство, - одна тысяча членов). Для целей реализации указанного требования саморегулируемыми организациями, уже имеющими количество членов сверх установленного числа, в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" законопроектом вводится норма о необходимости достичь выполнения указанного требования к 1 октября 2010 года. При этом если члены такой организации выходят из нее на добровольной основе и в пределах указанного срока, то им возвращается их взнос в компенсационный фонд;

2) предусматривается, что принципиально важные решения (о выдаче либо о внесении изменений в свидетельство о допуске, об отказе в выдаче либо о внесении изменений в такое свидетельство, о прекращении действия либо о приостановлении действия свидетельства, об отказе в возобновлении действия свидетельства) вправе принимать только постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации;

3) устанавливается минимальное число членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, равное семи;

4) вводится запрет для работников исполнительного органа саморегулируемой организации принимать участие в общем собрании членов саморегулируемой организации или в заседаниях постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации по доверенности;

5) вводится ограничение действия доверенности на участие в общем собрании членов саморегулируемой организации и в заседании постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, которая может быть только разовой;

6) устанавливаются более жесткие требования по периодичности проведения контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации, не осуществляющих свою профессиональную деятельность. Такой контроль должен проводится не реже чем один раз в три месяца в случае, если у члена саморегулируемой организации отсутствует хотя бы один исполненный договор на выполнение проектных и изыскательских работ или договор строительного подряда.

Кроме того, законопроектом предусмотрено изменение в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительного случая, когда допускается выплата из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Это случай возврата прекратившему членство в саморегулируемой организации лицу его взноса в компенсационный фонд, если таким лицом уже было получено свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, но которые были впоследствии исключены из установленного уполномоченным органом перечня видов работ.

Изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации обеспечивают установление уголовной ответственности за особо опасные нарушения законодательства. Для этого в главу 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" законопроектом предлагается включить новую статью 172.1 "Незаконная деятельность саморегулируемых организаций, основанных на обязательном членстве субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности". Составами преступлений в этой статье являются:

- незаконное расходование средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, включая незаконное расходование средств, полученных от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда;

- предоставление заведомо ложной или неполной информации о размере компенсационного фонда саморегулируемой организации, а также о реестре членов саморегулируемой организации.

Кроме того, в целях предупреждения и пресечения незаконной деятельности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, законопроектом предусмотрено дополнение главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" новой статьей 289.1 "Незаконное предоставление статуса саморегулируемой организации, основанной на обязательном членстве субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности".

В целях восполнения правового пробела об административной ответственности за нарушение законодательства о саморегулировании в строительной сфере законопроект вводит новую статью в главу 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В указанной статье предусмотрено пять составов правонарушений, представляющих весьма значительную общественную опасность (приводятся от наименьшего к наибольшему):

1) нарушение предельного срока полномочий руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, а также нарушение требования о недопустимости замещения должности руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации два срока подряд;

2)нарушение требования к тайне голосования при избрании членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочном прекращении полномочий указанного органа или досрочном прекращении полномочий отдельных его членов;

3) уклонение от ведения или ненадлежащее ведение реестра членов саморегулируемой организации;

4) уклонение саморегулируемой организации от осуществления контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, равно как и осуществление указанного контроля с нарушением установленного законодательством о градостроительной деятельности порядке;

5) принятие решения о выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицу, не имеющему права выполнять такие работы.

Полномочие по рассмотрению дел об указанных правонарушениях возложено на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (соответствующее изменение внесено в статью 23.69 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Также, рассмотрение дел по наиболее общественно опасным последним двум составам, может быть передано указанным федеральным органом исполнительной власти в суд.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка