Недействующий

     

Проект N 340721-5

Вносится депутатом
Государственной Думы
А.С.Ивановым

     
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 37 и 50 Трудового кодекса Российской Федерации

Статья 1


Внести в статьи 37 и 50 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст. 2878) следующие изменения:

1) в статье 37:

a) в части пятой слово "известить" заменить словами "в письменной форме известить";

b) дополнить частью шестой следующего содержания:

"Письменное извещение, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, направляется каждой иной первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, по месту их нахождения и способом, обеспечивающим фиксирование вручения его адресату.";

2) часть третью статьи 50 изложить в следующей редакции:

"При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, нарушения порядка заключения коллективного договора, соглашения, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению. При неисполнении положения об извещении иных первичных профсоюзных организаций о начале коллективных переговоров, предусмотренного частью пятой статьи 37 настоящего Кодекса, заключенный коллективный договор является недействительным."

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

     

     

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 50 Трудового кодекса Российской Федерации"



В соответствии со статьей 37 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. Однако, если в данной организации действуют иные первичные профсоюзные организации, первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, обязана одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося представительного органа для ведения коллективных переговоров с работодателем (его представителем) по подготовке, заключению или изменению коллективного договора.

К сожалению, в правоприменительной практике условие об обязательном извещении иных первичных профсоюзных организаций о начале коллективных переговоров, как правило, не исполняется, вследствие чего они лишены возможности участвовать в коллективных переговорах по разработке, заключению или изменению коллективного договора. При этом руководители первичных профсоюзных организаций, объединяющих более половины работников организации, понятие "известить" иные первичные профсоюзные организации толкуют как опубликование информации о начале коллективных переговоров в средствах массовой информации, и так поступают. В других случаях указанные руководители не извещают иные первичные профсоюзные организации ни в какой форме.

Существующее положение создалось по причине отсутствия однозначности толкования понятия "известить" и способа такого извещения в ТК РФ, а также по причине возможности ухода от ответственности руководителей первичных профсоюзных организаций, объединяющих более половины работников организации.

Данный законопроект направлен на создание условий для устранения выявленного в правоприменительной практике несовершенства законодательства по созданию условий для иных первичных профсоюзных организаций на участие в коллективных переговорах по разработке, заключению или изменению коллективного договора. Так, извещение иных первичных профсоюзных организаций предлагается осуществлять в письменной форме. Письменное извещение должно направляться каждой иной первичной профсоюзной организации по месту их нахождения и способом, обеспечивающим фиксирование вручения его адресату, то есть по аналогии с порядком направления судебных извещений, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством. Ответственность же руководителя первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников организации, который не известил надлежащим образом иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, предусматривается перед трудовым коллективом, так как в таком случае коллективный договор будет являться недействительным. Такая форма ответственности предлагается в связи с тем, что часто административная ответственность не может быть применена по причине проблематичности соблюдения срока, по истечении которого не может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении.     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»