Недействующий

     

Проект N 402093-5

Вносится депутатом
Государственной Думы
А.Г. Назаровым

     
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"

Внести в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст. 1801; 2002, N 12, ст. 1093; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 17) следующие изменения:

1) в абзаце 2 пункта 1 статьи 2 после слов "таких объединений" дополнить словами "и ведением гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке";

2) в пункте 1 статьи 8 после слов "в индивидуальном порядке" дополнить словами "как на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, так и на принадлежащем им на праве собственности земельном участке при условии соответствия установленному для данного земельного участка виду разрешённого использования земли";

3) статью 8 дополнить пунктом 3 следующего содержания: "Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке в правоотношениях с третьими лицами и органами государственной власти и местного самоуправления обладают правами, равными предоставленным участникам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и несут равные с ними обязанности. Правовой режим земельных участков, правомерно используемых данными гражданами для садоводства, огородничества или дачного хозяйства, приравнивается к правовому режиму участков, предоставленных участникам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения".

 Президент
Российской Федерации



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан""


Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" направлен на уравнивание правового статуса граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке и граждан, являющихся участникам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Сложившаяся правоприменительная практика указывает на наличие противоречий в понимании различными органами государственной власти и местного самоуправления права граждан вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, в том числе на земельных участках, по которым не производилась процедура предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства некоммерческим объединениям граждан.

Имеются правоприменительные акты, выражающие позицию о возможности ведения дачного строительства исключительно на территориях, предоставленных некоммерческим объединениям. Имеются также правоприменительные акты, направленные на установление вида разрешённого использования земельных участков "для дачного строительства" любому собственнику земельного участка, в том числе, коммерческой организации.

Исходя из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон), предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, также указывается, что данный закон устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Такое формулирование предмета регулирования указывает на то, что действие норм Закона распространяется как на деятельность по ведению гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, как участников некоммерческих объединений, так и в любом ином статусе. В п.2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации также подчёркнут общий характер действия федерального закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан в отношении порядка предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства. Однако нормы, относящиеся к садоводству, огородничеству и дачному хозяйству, ведущемуся без участия в некоммерческих объединениях, в Законе отсутствуют, за исключением положений о порядке взаимодействия граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с данным объединением (ст. 11 Закона).

Нормы иных законодательных актов, например, п. 7 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают особенности правового статуса также только в отношении земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества. На земельные участки, правомерно используемые для данных целей, но приобретённые способом, отличным от предоставления некоммерческим объединениям граждан, данная норма не распространяется.

Выявленное различие в правовых режимах земельных участков, используемых для дачного хозяйства, садоводства, огородничества в зависимости от оснований приобретения участков невозможно признать оправданным, что соответствует правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в п. 4.2 Постановления от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан". Исходя из данной правовой позиции, дифференциация граждан по признаку наличия членства в садоводческом или дачном некоммерческом объединении противоречит конституционному принципу равенства.

Установление общего правового режима исключит также имеющиеся в правоприменительной практике противоречия в понимании возможности и необходимости изменения вида разрешённого использования для земель сельскохозяйственного значения, не предоставленных изначально для дачного хозяйства, садоводства или огородничества.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков согласно п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации указываются в градостроительном регламенте. Однако в отношении сельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения, градостроительный регламент, не устанавливается (ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), следовательно виды разрешённого использования в отношении земельных участков данных земель определяются на основании карты градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки (п. 2 ст. 30 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, в отношении земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения собственник участка имеет право осуществлять любой вид разрешённого использования земельного участка, соответствующего зоне его нахождения. Изменение разрешённого вида пользования для земельных участков земель сельскохозяйственного назначения на вид, несоответствующий зоне его нахождения, возможно при изменении карты градостроительного зонирования, что относится исходя из ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

До принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид может быть принято главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации")

Следовательно имеющееся законодательное регулирование позволяет осуществить изменение вида разрешённого использования земли на виды пользования "для садоводства", "для огородничества", "для дачного строительства" для участков земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для других видов разрешённого использования. Имеющиеся законодательные ограничения при установлении вида разрешённого использования земельного участка подлежат учёту органами местного самоуправления при принятии соответствующих решений. Внесение изменений в законодательство в этой части при условии установления единства правового режима земельных участков, предоставленных в результате деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и земельных участков, полученных в собственность по иным основаниям и правомерно используемых в целях садоводства, дачного хозяйства и огородничества, не требуется.

Однако следует исходить из возможности предоставления земельных участков для указанных целей исключительно физическим лицам (гражданам).

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Обязательность данного принципа подтверждена также Конституционным Судом Российской Федерации в п. 3.3 Постановления от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан". Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования пункта 2 статьи 260 данного Кодекса об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

Исходя из понятий садового участка, дачного участка, огородного участка, данного в статье 1 Закона, данные участки не предназначены для использования в предпринимательской деятельности юридическими лицами. Объединение граждан посредством образования юридического лица в данном случае предполагается исключительно в целях удовлетворения их общих нужд некоммерческого направления.

Таким образом, не имеется оснований для внесения изменений в п. 1 ст. 78 Земельного Кодекса РФ, устанавливающего виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями. Данными субъектами земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В отношении граждан, использующих земельные участки в целях садоводства, дачного хозяйства и огородничества устранение отмеченных противоречий в правоприменении достигается путем внесения необходимых изменений в Федеральный Закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Изменения направлены на уравнивание правового статуса собственников земельных участков, используемых в целях садоводства, дачного хозяйства и огородничества и правового режима самих земельных участков.

Реализация предусмотренных законопроектом положений позволит в значительной степени облегчить формирование и использование земельных участков для садоводства, дачного хозяйства и огородничества гражданами, не состоящими в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях.     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка      

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»