Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
и отдельные законодательные акты Российской Федерации"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления.

В соответствии с Государственным докладом об охране и состоянии окружающей среды в Российской Федерации только в 2008 году в стране образовалось 3,8 млрд. тонн отходов производства и потребления.

Скопившиеся на территории нашей страны отходы, свалки, захоронения высокотоксичных и ядовитых веществ следует рассматривать как накопленный за многие десятилетия экологический ущерб. Общий объем накопленных неутилизированных отходов оценивается приблизительно в 82 млрд. тонн. На территории Российской Федерации насчитывается около 11 тыс. полигонов и свалок. При этом средний уровень вторичного использования промышленных отходов составляет 35 %, твердых бытовых - 3-4%.

Неудовлетворительное состояние в сфере обращения с отходами вызвано низкой степенью утилизации отходов, причиной чего является в том числе и недостаточность специализированных мощностей по их обезвреживанию и переработке.

Следует отметить, что, несмотря на то, что полномочия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в области обращения с отходами в настоящее время разграничены, эффективность их реализации недостаточна. В настоящее время вся тяжесть непосредственного обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления ложится на органы местного самоуправления. При этом вопросы организации обезвреживания и захоронения отходов в части определения уровня полномочий остались неурегулированными.

В федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе организация утилизации бытовых и промышленных отходов. В названных законах определение понятия "утилизация" не содержится, захоронение включено в понятие "размещение отходов". В этой связи требуется уточнить состава полномочий местных органов власти, учитывая то, что захоронение отходов в настоящее время является основным способом обращения с отходами.

По мнению участников парламентских слушаниях, проведенных Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии 24 марта 2009 года объективными причинами данных выводов являются: недостаток финансовых средств в местных бюджетах, ограниченные возможности по привлечению инвестиций, а также межмуниципальный характер решений по выбору способа удаления образующихся отходов.

Так, создание полигона захоронения отходов, мусоросжигательного завода или инфраструктуры по переработке вторичного сырья, требуют не только значительных инвестиций, но и наличия необходимых площадей и территорий, удовлетворяющих геологическим, экологическим и другим требованиям. В то же время большинство субъектов Российской Федерации обладает необходимыми ресурсами, позволяющими привлекать инвестиции, осуществлять выбор площадок для строительства и создавать межмуниципальные объекты по удалению отходов с учетом потребностей всего региона.

Еще одним недостатком законодательства Российской Федерации, требующим устранения, является преобладание правовых норм ограничительного и запретительного характера, направленных на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами, в то время как вопросам организации и управления потоками отходов не уделяется должное внимание.

В связи с вышеизложенным в законопроекте предлагается закрепить за субъектами Российской Федерации полномочия, которые в настоящее время осуществляются органами местного самоуправления: по организации использования, утилизации, коммунальных (бытовых) и промышленных отходов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и по установлению порядка раздельного сбора коммунальных (бытовых) отходов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Кроме того, предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право организации захоронения коммунальных (бытовых) отходов и восстановить полномочие по проектированию и строительству объектов использования, обезвреживания и захоронения отходов, дополнив его включением этих объектов в состав схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.

У органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области обращения с отходами остается существующее полномочие по организации сбора и вывоза коммунальных (бытовых) отходов и мусора, а также закрепляется полномочие по установлению норм образования коммунальных (бытовых) отходов населением.

В законопроекте также предлагается установить нижний временной уровень хранения отходов - более двенадцати месяцев, увеличив при этом I срок накопления отходов с шести месяцев до двенадцати месяцев.

Кроме этого, предлагается ввести термин "утилизация отходов" для обозначения деятельности, направленной на повторное использование и переработку отходов. Термин заимствован из межгосударственного стандарта ГОСТ 17527-2003 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года, N 607-ст.

Также законопроектом предусматривается уточнение некоторых положений закона об отходах, направленных на исключение двойного толкования и уточнения отдельных его норм.

Законопроектом вносятся изменения в следующие федеральные законы: от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка