Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 декабря 2010 года N 2205-р

 [Об утверждении Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года]

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
от 30 августа 2019 года N 1930-р

____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года.

     

2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения утвержденной настоящим распоряжением Стратегии при принятии в пределах своей компетенции мер по развитию морской деятельности Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 8 декабря 2010 года N 2205-р

     

Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года

     

     

I. Общие положения


В Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) определяются стратегические цели, задачи и перспективные пути развития основных видов морской деятельности.

Стратегия направлена на обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане, предусмотренных в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Морская доктрина), повышение эффективности основных видов морской деятельности, поддержание сбалансированности специализированного флота, а также на развитие морской деятельности в целом.

Стратегия сформирована с учетом определенных Морской доктриной критериев эффективности национальной морской политики - степени реализации краткосрочных и долгосрочных задач национальной морской политики, степени реализации торговым, рыбопромысловым, научно-исследовательским флотом и другим специализированным флотом суверенных прав Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, свобод открытого моря в районах Мирового океана, способности военной составляющей морского потенциала России во взаимодействии с видами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями обеспечить защиту интересов и безопасность Российской Федерации.

Для реализации Стратегии необходимо сконцентрировать внимание, организационные усилия и средства органов государственной власти, органов местного самоуправления, деловых кругов, научного сообщества и общественных организаций на главных проблемах развития морской деятельности. Поэтапное разрешение этих проблем должно способствовать повышению уровня национальной безопасности государства, позитивным изменениям социально-экономической ситуации в стране, сохранению российских морских традиций и морского наследия, а также возрастанию эффективности функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, системы государственной безопасности, транспортной системы, продовольственного, топливно-энергетического и сырьевого комплексов с учетом их влияния друг на друга и на морскую среду.

Основные проблемы развития морской деятельности и риски определены на основе анализа современного состояния и характера ее развития, основных мировых тенденций, а также прогнозной оценки возможного развития морской деятельности.

Исходя из основных проблем развития морской деятельности и рисков применительно к функциональным и региональным направлениям национальной морской политики определены стратегические цели, задачи и целевые показатели развития морской деятельности Российской Федерации согласно приложению N 1, которые представляют собой краткое описание конечных результатов, отражающих степень реализации федеральными органами исполнительной власти стратегических задач.

Прогнозные значения целевых показателей I этапа (2010-2012 годы) развития морской деятельности Российской Федерации определены согласно приложению N 2. Прогнозные значения целевых показателей II этапа (2013-2020 годы) развития морской деятельности Российской Федерации определены согласно приложению N 3. На дальнейшую перспективу для III этапа (2020-2030 годы) определены наиболее перспективные пути развития основных видов морской деятельности Российской Федерации согласно приложению N 4.

Достижение стратегических целей будет обеспечиваться федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы исполнительной власти будут исходить из целевых ориентиров, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также руководствоваться федеральными целевыми и другими программами, стратегиями развития, концепциями, проектами и планами, реализуемыми в сферах их ведения и деятельности.

Реализация Стратегии будет осуществляться в рамках государственных программ, включающих в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти.

Основную часть проектов, связанных с развитием морской деятельности, предполагается осуществлять посредством реализации таких федеральных целевых программ, как "Мировой океан", "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" (подпрограммы "Морской транспорт" и "Развитие экспорта транспортных услуг"), "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы, "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах", "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах", "Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 годы)", а также других федеральных целевых программ, имеющих отношение к морской деятельности.

При реализации Стратегии предполагается последовательное выполнение проектов, осуществляемых на функциональных и региональных направлениях морской политики, их согласование с целевыми показателями, предусмотренными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, другими документами, определяющими перспективы социально-экономического развития страны, а также координация действий органов государственной власти, участвующих в реализации Стратегии.

II. Основные проблемы развития морской деятельности


Стратегия в первую очередь направлена на достижение целей национальной морской политики, непосредственно связанных с социально-экономическим развитием Российской Федерации, обеспечением ее государственного суверенитета в территориальном море и внутренних водах, реализацией юрисдикции и защитой суверенных прав на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, обеспечением безопасности морской деятельности, включая экономическую безопасность, использованием Российской Федерацией свобод открытого моря.

В Стратегии выделяются следующие основные проблемы и риски:

недостаточное участие морских судов, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, в обслуживании российской грузовой базы, что снижает эффективность транспортной системы страны в целом и ставит Российскую Федерацию в зависимость от иностранных государств, обладающих конкурентоспособным морским транспортом;

малая доля судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в мировом торговом флоте, слабое участие российского торгового флота в глобальных международных перевозках (между портами иностранных государств);

значительное отставание от принятых норм уровня удовлетворения физиологических потребностей жителей Российской Федерации в протеине морского происхождения, отрицательно влияющее на качество и продолжительность жизни населения;

высокий уровень экономических потерь от незаконной эксплуатации и реализации в иностранных портах водных биологических ресурсов, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;

тенденция к истощению месторождений углеводородов на территории Российской Федерации, определяющая необходимость включения в хозяйственный оборот запасов континентального шельфа Российской Федерации. Дефицит энергомощностей, недостаточность научно-технической базы разработки новых методов и средств для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, сдерживающие освоение месторождений полезных ископаемых и развитие береговой инфраструктуры, включая морские и речные порты;

длительная стагнация производства, повлекшая за собой потерю большинства секторов внутреннего и внешнего рынков российского судостроения;

недостаточный уровень военной защищенности национальных интересов, связанных с реализацией суверенитета, суверенных и иных прав Российской Федерации в Мировом океане, а также безопасности морехозяйственной и других видов деятельности, военной безопасности страны с океанских и морских направлений;

отставание развития транспортной инфраструктуры от темпов включения в хозяйственный оборот запасов углеводородов континентального шельфа Российской Федерации, недостаточное навигационно-гидрографическое обеспечение морской деятельности, в особенности в арктических районах и районах, отдаленных от морских портов;

сокращение комплексных экспедиционных научных исследований в ключевых районах Мирового океана, необходимых для воспроизводства ресурсной базы, предупреждения и уменьшения опасных последствий стихийных бедствий, а также постоянного мониторинга природных, антропогенных и техногенных явлений глобального и регионального масштабов;

увеличение интенсивности судоходства, активизация разведки и добычи нефти на континентальном шельфе Российской Федерации, строительство нефтяных терминалов и увеличение перевозок нефти морем, требующие усиления мер по обеспечению безопасности мореплавания и защите морской среды от загрязнения с судов, в том числе в сотрудничестве с сопредельными государствами и международными организациями, действующими в этой области;

недостаточный уровень развития информационного обеспечения морской деятельности на основе систем, комплексов и средств различного подчинения, их интеграции и рационального использования;

возрастающее антропогенное загрязнение морских акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, и не отвечающее современным требованиям оснащение контролирующих органов техническими средствами морского экологического контроля и надзора;

необходимость дополнения существующего преимущественно отраслевого подхода к планированию развития морской деятельности комплексным подходом.

Приложение N 1
к Стратегии развития морской
деятельности Российской Федерации
на период до 2030 года

     
Стратегические цели, задачи и целевые показатели развития морской деятельности Российской Федерации

Стратегические цели

Стратегические задачи

Целевые показатели,
ответственные исполнители

1. Повышение конкурентоспособности российского морского транспорта на рынке морских перевозок

повышение конкурентоспособности транспортного флота, эксплуатирующегося под Государственным флагом Российской Федерации, совершенствование российского международного реестра судов с целью

доля перевозок национальных, внешнеторговых и транзитных грузов судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, в общем объеме перевозок (процентов) (Минтранс России)

упрощения регистрации судов в нем и уменьшения административных (включая налоговые и таможенные) барьеров

суммарный тоннаж судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации (млн. тонн)
(Минтранс России)

средний срок эксплуатации судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации (лет) (Минтранс России)

повышение конкурентоспособности действующих и строительство новых морских портов на территории Российской Федерации

доля перевалки экспортно-
импортных грузов в морских портах Российской Федерации в общем объеме грузов (процентов)
(Минтранс России)

2. Насыщение российского внутреннего рынка рыбопродукцией отечественного производства, повышение эффективности

увеличение добычи (вылова) российскими судами, в том числе в исключительных экономических зонах иностранных государств,

объем добычи водных биологических ресурсов
(млн. тонн)
(Росрыболовство)

использования судов рыбопромыслового флота

конвенционных и открытых районах Мирового океана, а также развитие рыбоводства (аквакультуры) и товарного рыбоводства

доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке в общем объеме рыбной продукции (процентов) (Росрыболовство)

среднедушевое потребление рыбной продукции (килограммов) (Росрыболовство)

сохранение водных биоресурсов

прирост выпуска молоди промысловых видов рыб в естественные водоемы и водохранилища (процентов) (Росрыболовство)

увеличение загрузки производственных мощностей и терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах

рост объема перевалки грузов рыбными терминалами морских портов (процентов) (Росрыболовство)

рост объема отгруженной рыбной продукции в натуральном выражении
(тыс. тонн)
(Росрыболовство)

3. Совершенствование системы защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, а также российской части Каспийского и Азовского морей и их природных

обновление и наращивание на долгосрочной основе корабельного состава Береговой охраны ФСБ России, способного действовать в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за ее пределами (в ближней морской зоне)

доля прироста потенциальных возможностей боеготового корабельного состава
Береговой охраны
ФСБ России в общем составе (процентов)
(ФСБ России)

ресурсов, усиление контроля за проведением промысла в конвенционных районах рыболовства

проектирование и строительство патрульных судов Росрыболовства, способных действовать в конвенционных районах рыболовства, за пределами исключительной экономической зоны (дальняя зона)

количество построенных патрульных судов Росрыболовства (единиц) (Росрыболовство)

обеспечение присутствия кораблей Береговой охраны ФСБ России в районах интенсивного рыболовства, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации

доля районов интенсивного рыболовства, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в которых обеспечивается систематическое присутствие кораблей Береговой охраны ФСБ России, в общем количестве районов (единиц) (ФСБ России)

обеспечение присутствия патрульных судов Росрыболовства в районах действия международных соглашений в области рыболовства, подписанных Российской Федерацией

выполнение обязательств Российской Федерации по международным конвенциям и соглашениям в области рыболовства (процентов) (Росрыболовство)

развитие средств комплексной системы освещения надводной, подводной и воздушной обстановки на акваториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации

доля площади внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, а также российской части Каспийского и Азовского морей, охваченная физическими полями систем наблюдения
ФСБ России, в общей площади акваторий (процентов)
(ФСБ России)

4. Интенсификация освоения Российской Федерацией шельфовых месторождений минеральных и энергетических ресурсов при создании механизмов выполнения международных обязательств России по защите морской среды

увеличение производства отечественной промышленностью современных технических средств и оборудования для разработки морских месторождений полезных ископаемых

количество технических комплексов, производимых на отечественных предприятиях для освоения морских нефтегазовых месторождений, включая морские платформы и подводно-надводные комплексы (единиц)
(Минпромторг России)

развитие энергомощностей в приморских арктических и дальневосточных регионах на базе плавучих атомных теплоэлектростанций и альтернативных источников энергии с целью освоения месторождений полезных ископаемых, развитие береговой инфраструктуры, включая морские порты

количество плавучих атомных энергоблоков, производимых на отечественных предприятиях (единиц)
(Минпромторг России)

увеличение объемов добычи углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации

доля углеводородных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации в общем объеме добычи углеводородов (процентов)
(Минэнерго России)

5. Удовлетворение потребностей государства и предпринимателей в современной продукции судостроения отечественного производства

комплексная модернизация, реконструкция и техническое перевооружение существующих судостроительных мощностей

среднегодовое увеличение объема капитальных вложений в модернизацию и реконструкцию судостроительных предприятий (процентов)
(Минпромторг России)

увеличение объемов выпуска судостроительной продукции с использованием современных технологий

увеличение объема выпуска продукции российского судостроения в денежном выражении (процентов, кратность)
(Минпромторг России)

6. Повышение оперативных возможностей Военно-Морского Флота по обеспечению безопасности морской деятельности в важных для России районах морей и океанов

обновление и наращивание на долгосрочной основе морских сил общего назначения, способных действовать как в морских зонах, так и в океанских районах

доля прироста потенциальных возможностей боеготового состава морских сил общего назначения в общем составе (процентов)
(Минобороны России)

обеспечение военно-
морского присутствия в районах морей и океанов, в которых осуществляется морская деятельность Российской Федерации

доля выполненных дальних походов и визитов в иностранные государства кораблей и судов Военно-Морского Флота в общем объеме запланированных таких походов (процентов) (Минобороны России)

создание Единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки в Мировом океане (ЕГСОНПО)

доля площади внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также российской части Каспийского и Азовского

морей, охваченная физическими полями отечественных информационных систем, входящих в ЕГСОНПО, в общей площади указанных акваторий (процентов)
(Минобороны России)

7. Обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов

развитие навигационно-
гидрографического обеспечения мореплавания в акваториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации

доля районов интенсивной морской деятельности, в которых гидрографическая изученность обеспечивает безопасную и эффективную морскую деятельность Российской Федерации, в общей площади акваторий (процентов) (Минобороны России)

доля обновленных морских навигационных карт и пособий для плавания в общей численности коллекции (процентов)
(Минобороны России)

количество вновь созданных гидрографических судов и средств измерения (единиц) (Минобороны России)

доля средств навигационного оборудования, работающих с установленным коэффициентом исправного действия, в общем количестве средств (процентов) (Минобороны России,
Минтранс России)

участие в работе Международной морской организации

доля комитетов и подкомитетов, рабочих и корреспондентских групп, в которых принимает участие Российская Федерация, в общем количестве организаций (процентов) (Минтранс России,
Минобороны России, Минприроды России)

обеспечение выполнения требований международных конвенций судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации

доля задержаний российских судов органами государственного портового контроля иностранных государств и России за невыполнение требований международных конвенций в общем количестве заходов (процентов)
(Минтранс России)

8. Развитие методологии и средств для комплексных исследований Мирового океана, обеспечения гидрометеорологической безопасности,

развитие системы обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и морской деятельности Российской Федерации

экономический эффект от использования гидрометеорологической информации (млрд. рублей) (Минприроды России)

возобновление экспедиционной деятельности в ключевых районах, Арктике и Антарктике

оправдываемость штормовых предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях на акваториях морей (процентов)
(Минприроды России)

создание многопрофильной системы эффективного наблюдения за состоянием Мирового океана и атмосферы

количество автоматизированных стационарных комплексов, дрейфующих и дистанционных платформ морского и аэрокосмического базирования для наблюдений за состоянием океана и атмосферы (единиц) (Минприроды России)

строительство научно-
исследовательских и экспедиционных судов (единиц, нарастающим итогом) (Минприроды России)

обеспечение государственных геополитических интересов Российской Федерации в Антарктике

количество действующих российских антарктических станций и полевых баз (единиц) (Минприроды России)

поэтапная модернизация инфраструктуры и транспортного обеспечения Российской антарктической экспедиции

количество введенного в эксплуатацию оборудования, техники и технологических средств на антарктических станциях (единиц, нарастающим итогом)
(Минприроды России)

развитие научно-прикладных исследований и работ по изучению Антарктики

количество полевых научных проектов в программе работ Российской антарктической экспедиции (единиц) (Минприроды России)

обеспечение диверсифицированного, эффективного и мотивированного научного и промыслового присутствия России в Мировом океане, особенно в высокоширотных районах и южном полушарии

количество комплексных морских научных и рыбопромысловых экспедиций (единиц)
(Минобрнауки России, Минприроды России, Росрыболовство)

геолого-геофизические исследования дна и недр Мирового океана

количество вновь созданных и модернизированных с использованием инновационных технологий научно-
исследовательских судов (единиц)
(Минприроды России)

9. Повышение эффективности федеральной системы поиска и спасания на море

комплексная модернизация и техническое перевооружение существующих сил и средств системы поиска и спасания на море

количество вновь созданных и модернизированных спасательных судов (единиц) (Минтранс России,
Минобороны России,
МЧС России)

совершенствование организации взаимодействия аварийно-спасательных служб в условиях повседневной деятельности

доля спасательных операций на море, проведенных во взаимодействии с ведомственными спасательными службами, в общем количестве операций (процентов)
(Минтранс России,
Минобороны России,
МЧС России,
ФСБ России)

создание межведомственной автоматизированной системы информационной поддержки проведения морских спасательных операций

количество органов управления, участвующих в проведении спасательных операций, оснащенных автоматизированными системами обмена информацией по ведомствам (единиц)
(Минтранс России,
Минобороны России,
МЧС России)

10. Совершенствование информационного обеспечения морской деятельности на основе интеграции и рационального использования систем, комплексов и средств различного подчинения

развитие и использование единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) как базового межотраслевого информационно-технологического комплекса для информационного обеспечения мероприятий по реализации национальной морской политики

прирост числа информационных ресурсов ведомственных, региональных и других информационных систем, интегрируемых в ЕСИМО и предоставляемых средствами системы для совместного применения (единиц) (Минприроды России,
МЧС России,
Минобороны России,
ФСБ России,
Минтранс России, Росрыболовство,
Минпромторг России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минэнерго России)

11. Защита и сохранение морской среды в районах, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской

проектирование и строительство природоохранного флота

количество построенных природоохранных судов (единиц)
(Минприроды России)

Федерации

совершенствование экологического контроля морских объектов

доля проверенных морских объектов в общем количестве подконтрольных морских объектов (процентов) (Минприроды России)

выполнение обязательств Российской Федерации по международным конвенциям и соглашениям по предотвращению загрязнения морской среды (процентов) (Минприроды России)

12. Переход к комплексному подходу к планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны путем выделения их в отдельный единый объект государственного управления

нормативное правовое обеспечение практики разработки и реализации программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны

предложения в типовые макеты комплексных стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и программ развития муниципальных образований, обеспечивающие в качестве самостоятельного компонента разработку и реализацию программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий (процентов) (Минэкономразвития России)

разработка и реализация программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий в качестве самостоятельного компонента комплексных стратегий и программ социально-экономического развития приморских субъектов Российской Федерации и программ развития приморских муниципальных образований

количество приморских субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, реализующих или разрабатывающих программы комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий
(число субъектов Российской Федерации) (субъекты Российской Федерации)

13. Мониторинг деятельности государственной власти Российской Федерации в отношении выполнения международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания

постоянный контроль и проверка эффективности деятельности Российской Федерации в качестве государства флага, государства порта и прибрежного государства в отношении выполнения международных обязательств

выполнение обязательств Российской Федерации по международным конвенциям и соглашениям в области торгового мореплавания (процентов)
(Минтранс России,
Минобороны России, Минприроды России)

14. Обеспечение достижения, поддержания и улучшения общей организационной деятельности и потенциала в части выполнения международных обязательств

оценка соответствия законодательства Российской Федерации положениям международных конвенций и соглашений в области торгового мореплавания

соответствие законодательства Российской Федерации положениям международных конвенций и соглашений в области торгового мореплавания (процентов) (Минтранс России)

положительные результаты прохождения аудита со стороны Международной морской организации (процентов) (Минтранс России,
Минобороны России, Минприроды России)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»