Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и статью 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, ...

Заключение Общественной палаты Российской Федерации
на проект федерального закона N 400715-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"



Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 400715-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Законопроект направлен на совершенствование законодательства о некоммерческих организациях с целью создания благоприятных условий для функционирования институтов гражданского общества, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности и добровольчества.

В рамках совершенствования законодательства в сфере благотворительной деятельности законопроектом предлагается включить в перечень целей благотворительной деятельности, дополнив статью 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" следующими положениями:

социальная реабилитация безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей;

оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

содействие научно-техническому творчеству детей и молодежи; содействие профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

поддержка молодежных инициатив, проектов, детских и молодежных движений и организаций;

содействие добровольчеству;

осуществление на безвозмездной основе деятельности в сферах образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности, охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и массового спорта, изготовления и распространения социальной рекламы.

Дополнение перечня целей благотворительной деятельности представляется обоснованным и отвечающим интересам общества, однако полагаем целесообразным внести следующие изменения в пункт 1 статьи 1 законопроекта: первый абзац после слов "безнадзорных детей" дополнить словами ", детей-сирот", так как эта категория детей несправедливо исключена из текста законопроекта.

Кроме того, необходимо второй абзац после слов "юридической помощи" дополнить словами "гражданам и некоммерческим организациям", так как из контекста следует, что юридическая помощь по аналогии с правовым просвещением может оказываться исключительно гражданам, а в пояснительной записке к законопроекту указано, что законодатель имеет в виду юридическую помощь некоммерческим организациям.

Было бы также целесообразно дополнить пункт седьмой словами "и развитию благотворительности" для возможности признавать благотворительной деятельность, выражающуюся в различных формах поддержки благотворительных организаций. Исходя из определения благотворительной деятельности (ст. 1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"), полагаем возможным абзац второй после слова "бесплатной" и абзац седьмой после слова "деятельности" дополнить словами "или на льготных условиях".

Законопроект, определяя правовые основания осуществления добровольцами благотворительной деятельности, предлагает предусмотреть возможность заключения добровольцем с юридическим лицом гражданско-правового договора на безвозмездной основе, предметом которого могут быть выполнение добровольцем работ, оказание услуг в интересах благополучателя. При этом законопроект предусматривает возможность заключения такого договора в письменной форме и на возмездной основе с выплатой добровольцу денежных средств в связи с исполнением договора.

Указанное положение законопроекта вызывает сомнение и нуждается в дополнительном обсуждении, имея в виду возможность любого юридического лица заключать договор с добровольцем. Нельзя не учитывать, что юридическими лицами являются и коммерческие организации. Такими организациями благотворительная деятельность может осуществляться посредством поддержки уже существующих или создания новых благотворительных организаций. В этой связи привлечение добровольца к участию в благотворительной деятельности юридического лица - коммерческой организации недопустимо.

Кроме того, обращаем внимание, что государственные (муниципальные) учреждения, правовое положение которых определены Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", также не осуществляют благотворительную деятельность.

Указанные учреждения, в том числе ботанические сады, зоопарки и заповедники, не могут самостоятельно использовать труд добровольцев, следовательно, заключать с ними договоры и тем более компенсировать их расходы.

Авторы законопроекта справедливо отмечают в пояснительной записке, что законодательство, регулирующее благотворительную деятельность, не имеет системного характера и противоречиво, однако это не является основанием для того, чтобы вводить новые нормы, которые бы входили в противоречие с уже действующим законодательством, регулирующим, например, деятельность коммерческих организаций и государственных учреждений.

Для того, чтобы у некоммерческих организаций, не являющихся благотворительными организациями, имелись правовые основания для привлечения труда добровольцев в рамках обеспечения уставной деятельности, в том числе благотворительной, не связанной с предпринимательской деятельностью, необходимо внести соответствующие дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях".

В связи с вышеизложенным, предлагается пункт 3 статьи 1 законопроекта пункт 2 новой статьи 7_1 изложить в следующей редакции:

"2. Доброволец участвует в благотворительной деятельности благотворительной организации на основании заключенного между этой благотворительной организацией и добровольцем гражданско-правового договора, предметом которого является безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности благотворительной организации.".

Кроме введения норм, указанных выше, законопроект предоставляет право органам государственной власти и органам местного самоуправления осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Законопроект также предполагает освобождение от обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды выплат добровольцам за питание, найм жилого помещения и проезд до места назначения и обратно, на оплату средств индивидуальной защиты и на оплату добровольного медицинского страхования, связанного с рисками для здоровья добровольцев во время ведения ими добровольческой деятельности.

Необходимость введения в действующее законодательство указанных положений не вызывает сомнений, а их содержание - замечаний.

Учитывая актуальность вопросов, подлежащих правовому регулированию, направленных на развитие благотворительности и добровольчества, а также социальную значимость предлагаемых поправок, Общественная палата Российской Федерации в целом поддерживает законопроект с учетом устранения высказанных замечаний.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка