Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2011 года N 91

 О федеральной целевой программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"

(с изменениями на 28 декабря 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2018 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2017 года N 1673

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2012 года N 826 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 34, 20.08.2012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 44, 29.10.2012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2014 года N 1165 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.11.2014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2016 года N 519 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.06.2016, N 0001201606150015);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 1672 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2017, N 0001201712310053).

____________________________________________________________________



В целях реализации государственной политики в сфере разработки и производства лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (далее Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2011-2020 годах региональных целевых программ, направленных на развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации, учитывать положения Программы.



Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2011 года N 91

     

Федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"

(с изменениями на 28 декабря 2017 года)

Паспорт федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2010 года N 1660-р

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Государственные заказчики Программы

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство образования и науки Российской Федерации;

Федеральное медико-биологическое агентство;

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова;

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения     

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2014 года N 1165. - См. предыдущую редакцию)

Цель Программы

-

переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития

Основные задачи Программы

-

технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня, а также
государственных учреждений науки и образования и создание научно-исследовательского потенциала
для выпуска конкурентоспособной продукции;

выпуск отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью стратегически значимых лекарственных средств, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также медицинских изделий с целью создания конкурентоспособной продукции;

вывод на рынок инновационной продукции, выпускаемой отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью;

увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с 2010 годом;

кадровое обеспечение перехода отечественной фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

объем производства лекарственных средств отечественного производства, в том числе за счет коммерциализации созданных передовых технологий, - 734 млрд. рублей;

доля лекарственных средств отечественного производства в денежном выражении - 50 процентов;

доля лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов - 90 процентов;

объем производства отечественных медицинских изделий, произведенных за счет коммерциализации созданных передовых технологий, - 200 млрд. рублей;

доля медицинских изделий отечественного производства в денежном выражении - 40 процентов;

объем привлеченных внебюджетных средств - 46,70 млрд. рублей;


объем экспорта фармацевтической продукции - 81 млрд. рублей;

объем экспорта медицинских изделий - 39,7 млрд. рублей;

количество предприятий фармацевтической промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства, - 75;

количество предприятий медицинской промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства, - 85;

количество созданных научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств мирового уровня - 10;

количество созданных научно-исследовательских центров по разработке медицинских изделий мирового уровня - 7;

количество специалистов, прошедших подготовку и переподготовку, - 5000 человек

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2014 года N 1165; в редакции, введенной в действие с 23 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2016 года N 519; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 1672. - См. предыдущую редакцию)

     

Срок и этапы реализации Программы

-

2011-2020 годы, в том числе:

I этап - 2011-2015 годы;

II этап - 2016-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

всего по Программе - 118459 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - 72030 млн. рублей,

из них:    

прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, - 49437 млн. рублей;

капитальные вложения - 20283 млн. рублей,

в том числе:

бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности - 12835 млн. рублей,

субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности - 7448 млн. рублей;

прочие затраты - 2310 млн. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 46429 млн. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 1672. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

прирост валового внутреннего продукта за счет реализации мероприятий Программы - 0,03 процентного пункта;

количество созданных высокотехнологичных рабочих мест - 10000;

чистый дисконтированный доход в 2020 году - 62424 млн. рублей;

срок окупаемости инвестиций по чистой прибыли организации - 6,3 года;

индекс доходности (рентабельность) инвестиций по чистой прибыли - 1,45;

уровень безубыточности - 0,64;

налоги и иные обязательные платежи, поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации с учетом дисконтирования, - 148700 млн.
рублей;

чистый дисконтированный доход государства (бюджетный эффект нарастающим итогом) - 67573 млн.рублей;

индекс доходности (рентабельность) бюджетных ассигнований по налоговым поступлениям - 2,4;

удельный вес средств федерального бюджета в общем объеме финансирования (степень участия государства) - 0,65;

срок окупаемости бюджетных ассигнований по налоговым поступлениям - 1,2 года.

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В настоящее время объем потребления лекарственных препаратов, производимых в Российской Федерации, составляет не более 20 процентов рынка в денежном выражении и не более 65 процентов в натуральном. Отечественные производители лекарственных средств проигрывают в рыночной конкуренции не только крупнейшим мировым фармацевтическим корпорациям, разрабатывающим новейшие инновационные препараты, но и производителям воспроизведенных лекарственных препаратов и сырья для их производства преимущественно из Китая и Индии. Аналогичная ситуация сложилась на рынке медицинских изделий. Потребление продукции медицинской промышленности, произведенной на территории Российской Федерации, составляет менее 25 процентов рынка (в денежном выражении), и на протяжении последних лет доля продукции отечественных предприятий на российском рынке снижается. При этом в отдельных, в первую очередь высокотехнологичных, сегментах медицинских изделий доля импорта приближается к 100 процентам.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)


В течение последних лет в связи с ростом экономики России и реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье" наблюдается существенный рост потребления населением Российской Федерации фармацевтической продукции, а также интенсивное техническое переоснащение медицинских организаций здравоохранения. Однако потребление готовых лекарственных препаратов и медицинских изделий отечественного производства сокращается на 1-2 процента в год. Таким образом, несмотря на наличие положительного эффекта от реализации государственной политики в сфере здравоохранения, продукция отечественной фармацевтической и медицинской промышленности замещается импортной. Увеличение доли импортной медицинской техники в структуре оснащения учреждений здравоохранения усиливает зависимость отечественной системы здравоохранения от импортных расходных материалов и запасных частей и в конечном счете ведет к не всегда оправданному увеличению государственных расходов. Данные тенденции снижают конкурентоспособность отечественной фармацевтической и медицинской промышленности и отрицательно сказываются на темпах роста российской экономики в целом.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)

Федеральные целевые программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)", "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы, а также академические программы "Молекулярная и клеточная биология" и "Фундаментальные науки - медицине", в рамках которых решаются проблемы развития фармацевтической и медицинской промышленности, в основном направлены на генерацию знаний и разработку технологий. В ряде случаев при их реализации получены прикладные результаты уровня, не уступающего мировому. Однако в отсутствие действенных организационных механизмов, вовлекающих полученные результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленное производство инновационной фармацевтической и медицинской продукции, эти результаты остаются невостребованными либо уходят за рубеж, чтобы вернуться воплощенными в готовые продукты и изделия. Результатом этих тенденций является постоянное удорожание импортных лекарственных препаратов и медицинской техники, что затрудняет их доступность для потребителей, в особенности для социально незащищенных категорий граждан Российской Федерации. При этом технологический уровень производственных мощностей предприятий фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации не отвечает современным стандартам производства.

Складывающаяся ситуация является неприемлемой ни с точки зрения обеспечения национальной безопасности, ни с экономической точки зрения, так как российский рынок представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков. По оценкам экспертов, объем рынка медицинской продукции в Российской Федерации увеличится к 2020 году более чем в 3 раза и достигнет 300 млрд. рублей в год, а отечественный рынок лекарственных препаратов к 2020 году достигнет 1,5 трлн. рублей в год.

Необходимость принятия стратегических решений по вопросам развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности обусловлена следующими проблемами:

нарастание отставания отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в части технологического уровня производственных мощностей для организации выпуска конкурентоспособной продукции;

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)

недостаток государственного стимулирования предприятий отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в части разработки и производства на территории Российской Федерации инновационных лекарственных препаратов и медицинских изделий.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)

Разработаны два варианта решения данных проблем развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности.

Первый вариант опирается на использование организационных и финансовых инструментов в рамках текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствии с установленными полномочиями.

Однако при реализации данного варианта в долгосрочной перспективе возникают риски разобщенности мероприятий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, дискоординации целей, задач и механизмов выполняемых указанными органами отдельных проектов, увеличения бюджетных расходов за счет дублирования мероприятий и проектов в проблемной области.

Второй вариант опирается на использование программно-целевого метода с четким определением целей и задач, решаемых в проблемной области, выбором перечня скоординированных мероприятий, способствующих сокращению технологического отставания отечественной фармацевтической и медицинской промышленности и переходу указанных отраслей на инновационный тип развития.

Основным риском данного варианта в долгосрочной перспективе является возникновение мировой макроэкономической и финансовой нестабильности и, как следствие, сокращение бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий. Также не исключены риски, связанные с возможным изменением приоритетов и направлений государственной политики.

Анализ преимуществ и рисков указанных вариантов показывает, что в существующих социально-экономических условиях реализация второго варианта является предпочтительной.

Государственное участие в решении проблем развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности заключается в стимулировании запуска за счет средств федерального бюджета инновационного цикла в этих отраслях с последующим нарастающим финансированием исследований и разработок за счет собственных средств предприятий. В целях реализации данного варианта развития фармацевтической и медицинской промышленности разработана федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (далее - Программа).

Реализация Программы позволит не только технологически перевооружить производственные мощности предприятий, а также государственных учреждений науки и образования на базе технологических инноваций, но одновременно стимулировать в Российской Федерации разработку и производство наукоемкой фармацевтической и медицинской продукции, поднять уровень отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках. При этом значительный импульс развития получат российская прикладная наука, инженерия и образование.

Перспективный характер Программы определяется тем, что после ее завершения в 2020 году отечественные фармацевтические и медицинские компании будут обладать значительным количеством разработок в области лекарственных средств, включая кандидаты лекарственных препаратов, находящиеся на поздних стадиях клинических исследований, а также разработок в области медицинских изделий. Коммерциализация этих результатов в ходе реализации Программы, а также после ее завершения позволит отечественным производителям инвестировать в процесс разработки новых инновационных лекарственных средств и медицинских изделий собственные средства без участия государства. В результате в Российской Федерации будет запущен рыночный механизм разработки инновационной продукции в фармацевтической и медицинской промышленности.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)

Мероприятия Программы разработаны на основе государственно-частного партнерства. В основу предлагаемой модели заложены стимулы для рационального сотрудничества частного бизнеса с государством в софинансировании исследований, разработок и инновационного производства отечественной фармацевтической и медицинской продукции.

II. Цель и основные задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели


Целью Программы является переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня, а также государственных учреждений науки и образования и создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции;

выпуск отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью стратегически значимых лекарственных средств и жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также медицинских изделий с целью создания конкурентоспособной продукции;

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)

вывод на рынок инновационной продукции, выпускаемой отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью;

увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с 2010 годом;

кадровое обеспечение отечественной фармацевтической и медицинской промышленности.

Реализация Программы осуществляется в 2011-2020 годах в два этапа.

На первом этапе (2011-2015 годы) планируется преодолеть существующее научно-техническое, технологическое и производственное отставание отечественной фармацевтической и медицинской промышленности, обеспечить повышение конкурентоспособности в части производства лекарственных средств, входящих в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации (далее - перечень стратегически значимых лекарственных средств), и перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также производства необходимых системе здравоохранения в первоочередном порядке медицинских изделий.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)

В ходе реализации данного этапа Программы планируется решить следующие задачи:

ускоренное формирование научно-технологического потенциала для разработки воспроизведенных и инновационных лекарственных средств и медицинских изделий на основе выполнения масштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)

технологическое перевооружение отечественной фармацевтической промышленности до экспортоспособного уровня, а также государственных учреждений науки и образования и создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции;

обеспечение на основе технологической модернизации производства отечественными предприятиями синтетического и биотехнологического сырья (субстанций) для производства готовых лекарственных препаратов;

технологическое перевооружение производства медицинских изделий, а также локализация выпуска медицинских изделий и различных комплектующих;

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»