Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 марта 2011 года N 422

Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733
____________________________________________________________________



Во исполнение пункта 2 Мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 апреля 2009 года (пункт 2 раздела V протокола от 9 апреля 2009 года N 11) и пункта 3 раздела III протокола заседания рабочей группы по координации работы по реализации Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 24 февраля 2011 года N 9

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.В.Дементьева.

Министр
B.Б.Христенко

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом
Минпромторга России
от 31 марта 2011 года N 422

     

Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года

     

Паспорт стратегии

Наименование

Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года

Основание для разработки

1. Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году (одобренные в соответствии с пунктом 2 раздела V протокола заседания Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2009 года N 11).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Государственный заказчик

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Основной разработчик

Департамент государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Цель

Максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.

Задачи

1. Повышение эффективности регулирования внутренней торговли;

2. Развитие инфраструктуры торговли;

3. Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах;

4. Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки;

5. Обеспечение условий для развития конкуренции;

6. Поддержка развития малого и среднего бизнеса;

7. Стимулирование развития дистанционной торговли;

8. Совершенствование традиционных форматов торговли.

Сроки и этапы реализации

1 этап. Создание институциональной базы. 1 апреля 2011 года - 31 декабря 2011 года.

2 этап. Ускоренный рост. 1 января 2012 года - 31 декабря 2013 года.

3 этап. Дальнейшее развитие. 1 января 2014 года - 31 декабря 2019 года.

Перечень основных мероприятий

1. Инвентаризация и актуализация отраслевых нормативных правовых актов;

2. Мониторинг выполнения антимонопольного и отраслевого законодательства;

3. Работа по совершенствованию антимонопольного и отраслевого законодательства;

4. Разработка региональных и муниципальных программ развития торговли;

5. Инвентаризация обеспеченности торговыми площадями и объектами логистической инфраструктуры;

6. Проведение комплексного исследования потребности в кадрах для торговой отрасли.

Исполнители

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Объемы и источники финансирования

Мероприятия, реализация которых предусмотрена в рамках настоящей Стратегии, не требуют выделения дополнительного финансирования.

Ожидаемые конечные результаты реализации стратегии

Основные социально-экономические показатели внутренней торговли к 2015 году в текущих ценах:

- Вклад в валовой внутренний продукт (далее - ВВП): 20,2%-20,8%;

- Оборот оптовой и розничной торговли: 80,1-84,2 трлн.руб.;

- Оборот розничной торговли на душу населения: 190-196 тыс.руб. на человека;

- Занятость: от 12 до 13 млн.чел.;

- Налоговые поступления: 1,3-1,4 трлн.руб;

- Производительность розничной торговли: 2,8-3,1 млн.руб. на занятого;

- Доля современных форматов в торговле: 50-55%;

- Заработная плата: 25,1-27,6 тыс.руб. на человека в месяц;

- Инвестиции в основной капитал 730-800 млрд.руб;

- Обеспеченность современными торговыми площадями по реализации продовольственных товаров: 109-139 кв.м на одну тысячу человек.

Система организации контроля за исполнением

Контроль за реализацией Стратегии осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

     

     

Введение


Данный документ представляет собой Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия), разработанную Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Стратегия затрагивает сегменты оптовой и розничной торговли товарами массового потребления, включенные в раздел G Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Из спектра анализа оптовой торговли при этом исключена оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом (топливо, металлы и т.д.), а также оптовая торговля машинами и оборудованием. Из области анализа розничной торговли исключена торговля моторным топливом.

Разработанные положения Стратегии основаны на анализе существующих статистических данных, интервью с представителями отрасли торговли, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти, а также другими заинтересованными сторонами. Стратегия также учитывает положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и утвержденных стратегий развития отраслей российской промышленности и проектов стратегий, подготовленных Минпромторгом России.

Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики России. Основная цель Стратегии - максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.

Для создания такой товаропроводящей системы необходимо значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов в Российской Федерации, долю современных форматов в обороте отрасли, уровень консолидации в отрасли, долю дистанционной торговли. На основе проведенного анализа зарубежного опыта сделан вывод о необходимости обеспечения условий для развития конкуренции, поддержки малого бизнеса, не ограничивая развитие торговых сетей.

В качестве основы для планирования было взято видение целевого состояния отрасли в 2015 и 2020 годы.

1. Анализ состояния и развития торговой отрасли

1.1. Анализ состояния и развития торговой отрасли в мире

Оборот торговли


Общемировой оборот розничной торговли рос в период с 2005 по 2008 год со средним темпом в 8,3%. В 2008 году оборот мировой розничной торговли достиг 14,5 трлн. долларов США. Вследствие экономического кризиса в 2009 году было отмечено снижение оборота розничной торговли на 6,4%.

_______________

Источник: данные Economist Intelligent Unit из отчета KPMG "Global M&A: Outlook for Retail".

     
Рис.1. Оборот мировой розничной торговли

     

     

Вклад в ВВП и занятость


Сектор торговли признан во многих странах выполняющим важную экономическую и социальную роль. Вклад торговли в мировой ВВП составляет около 10%, а в общую занятость - до 13% (данные 2008 года).

_______________

Источник: Eurostat, US Census.    

     
Рис.2. Доля оптовой и розничной торговли в добавленной стоимости и в занятости страны

     

     

Социальная задача


Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной продукции по доступным ценам. Вследствие глобализации и интернационализации экономики, а также роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству реализуемой продукции. Доля расходов населения на потребительские товары согласно международному опыту может достигать почти 70%.



Рис.3. Доля расходов в розничных каналах торговли от общих расходов населения

     

     

Роль малого и среднего бизнеса


Малый и средний бизнес играют важную роль в экономике и занятости населения в зарубежных странах. Малые и средние предприятия обычно составляют около 99% или более всех компаний, предоставляют около 50% рабочих мест, обеспечивают значимую долю оборота розничной торговли.


     
Рис.4. Доля малого бизнеса от оборота продовольственной розничной торговли в 2007 году


Потенциальной угрозой развития крупных розничных форматов и консолидации рынка является сокращение доли малого и среднего бизнеса в розничной торговле. Тем не менее, международный опыт показывает, что развитие сетей не ведет к исчезновению малого бизнеса, поскольку малые предприятия могут конкурировать за счет более высокой индивидуализации услуг, уникальности предложения и маркетинга или переориентации деятельности в другие сектора экономики.

Малые предприятия имеют преимущества по сравнению с крупными компаниями в части деятельности в специализированных рыночных нишах; производства специализированных товаров небольшими партиями; доступа к локальным географическим рынкам и знания потребностей и специфики локальных рынков.

Дополнительные возможности малого бизнеса лежат в переориентации на другие сектора экономики, в частности, услуги для организаций. За период с 1990-2000 годов в европейских странах происходило бурное распространение сетевого розничного формата. Произошли изменения в структуре направлений деятельности малых предприятий. В 1990 году 26% малых предприятий были заняты в розничной торговле, в 2007 году - уже только 9%, при этом большая доля малых предприятий в настоящее время занята в секторе услуг для организаций.

В целях защиты малых и средних предприятий правительства ряда стран предпринимают меры для ограничения развития магазинов большого формата. Один из самых распространенных механизмов - требование согласования на открытие магазинов, чья торговая площадь превышает некоторый установленный пороговый уровень. Значение этого порогового уровня варьируется от 300 кв.м до 3000 кв.м.

Однако такие законодательные инициативы могут привести к замедлению роста производительности в отрасли (Великобритания), к снижению роста занятости в секторе в целом (Франция) и к завышению уровня розничных цен (Япония). Кроме того, не всегда ограничения по площади приводят к росту числа предприятий малого бизнеса.

     



Рис.5. Число предприятий малого и среднего бизнеса по секторам экономики


Помимо формирования нестандартного предложения или переориентации в другие сферы деятельности, в качестве ответного шага в условиях конкуренции с крупными розничными продавцами, малые предприятия объединяются в кооперативы - таким образом, малые предприятия увеличивают масштаб операций, а также минимизируют негативные эффекты свойственной малому бизнесу ограниченности трудовых и инвестиционных ресурсов. Во многих странах более половины малых и средних предприятий объединяются в кооперативы.

Частота объединения в кооперативы различна. В оптовой торговле 38% малых предприятий объединяются в неформальные кооперативы и 26% - в формальные. В розничной торговле - 32% предприятий объединяются в неформальные и 18% - в формальные кооперативы.

Основными целями создания кооперативов являются: доступ на новые рынки, расширение ассортимента, доступ к новым технологиям, наращивание мощностей и снижение издержек.

Компании, состоящие в кооперации, являются более конкурентоспособными и эффективными по сравнению с независимыми игроками. Результаты исследований показали, что в 82% случаев кооперация привела к повышению конкурентоспособности и экономической эффективности компаний.

Розничная торговля


Розничная торговля в своем развитии проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и факторы успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых услуг. Так, например, доля современных форматов торговли в общем розничном обороте широко варьируется от страны к стране. В наиболее развитых странах она превосходит 70%.

_______________

Современный формат магазина - магазин самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент, площадью более 400 кв.м, имеющий один или более прилавков свежей продукции и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий и др.). В мировой практике к современным форматам относят: гипермаркеты, супермаркеты, магазины "Кэш & Керри", дискаунтеры.

     
Рис.6. Доля современных форматов торговли в обороте продовольственной и непродовольственной розницей


В мировой розничной торговле возрастает роль продаж через Интернет, но уровень проникновения Интернет-торговли еще не очень велик и также существенно различается между странами. В наиболее технологически развитых странах, характеризующихся небольшой площадью территории и высокой плотностью населения, доля Интернет-торговли достигает 5%.


Рис.7. Доля Интернет-продаж в общем обороте розничной торговли

     
Степень консолидации


Консолидация продовольственной розничной торговли в развитых странах значительно выше российских показателей. Так, в Германии она составляет 80%, в США - 55%, в Швейцарии - 63%, в Португалии - 47%.

 

     
Рис.8. Уровень консолидации продовольственной розничной торговли

     

     

Оптовая торговля


Характерной чертой развития оптовой торговли в развитых странах стало повышение степени концентрации оптового оборота. В результате крупные независимые оптовые фирмы превратились в организаторов торгового оборота. Малые фирмы сузили поле своей деятельности и сосредоточились на оказании клиентам специализированных услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»