Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 27 сентября 2010 года N ШС-37-3/12027


По сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов



Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2010 N 03-06-05-03/10 о порядке применения российскими рыбохозяйственными организациями пониженных ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее - сбор) в размере 15 процентов от указанных в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) ставок сбора и сообщает.

В указанном письме Минфин России рекомендует в целях применения российскими рыбохозяйственными организациями пониженной ставки сбора исчислять долю дохода от реализации добытых (выловленных) организацией водных биоресурсов и (или) произведенной рыбной или иной продукции к общему доходу от реализации этой организацией товаров (работ, услуг), по аналогии с градо- и поселкообразующими рыбохозяйственными организациями - за календарный год, предшествующий выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.

Вместе с тем ФНС России в своем обращении от 16.07.2010 N ШС-37-3/6843 проинформировала Минфин России о том, что при реализации вышеуказанного порядка определения доли дохода сложилась отрицательная для налоговых органов арбитражная практика. Суды признают неправомерным определение налоговыми органами доли дохода за календарный год, предшествующий году выдачи разрешения и указывают на необоснованный отказ организациям в применении пониженной ставки сбора.

По мнению судебных органов, при определении доли дохода в целях применения российскими рыбохозяйственными организациями пониженной ставки сбора могут использовать данные за отчетный период (квартал, полугодие 9 месяцев), предшествующий дате выдачи разрешения, поскольку Налоговым кодексом не установлен конкретный период, за который необходимо исчислить данное соотношение показателей. При этом, при исчислении доли дохода учитываются только объемы водных биологических ресурсов, добытые организацией самостоятельно (Постановление Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.11.2009 N Ф03-5724/2009, от 11.11.2009 N Ф03-5725/2009, Решение Арбитражного суда Магаданской области от 22.01.2010 N А37-3082/2009, Постановление шестого Арбитражного суда от 29.05.2010 N 06АП-1030/2010, N 06-АП-830/2010, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2010 N ВАС-2804/10 (копии прилагаются)).

В соответствии с положением статьи 32 Налогового кодекса налоговые органы обязаны в своей работе руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Однако в целях исключения признания судами недействительными значительного количества решений налоговых органов по результатам налогового контроля о правомерности применения пониженной ставки сбора рыбохозяйственными организациями, а также возникающих в этой связи судебных расходах за счет налоговых органов, в том числе уплата государственной пошлины, необходимо также принимать во внимание сложившуюся отрицательную для налоговых органов арбитражную практику по данному вопросу.

В этой связи ФНС России просит вернуться к рассмотрению обращения ФНС России от 16.07.2010 N ШС-37-3/6843, поскольку принятие налоговыми органами к руководству разъяснение Минфина России, изложенное в письме от 31.08.2010 N 03-06-05-03/10, повлечет за собой дальнейшие проблемы при судебных разбирательствах споров с плательщиками сбора и представлении в судах неоспоримых доказательств подтверждения позиции налоговых органов.

Одновременно, в целях исключения различного толкования налоговыми органами и плательщиками сбора критерия признания статуса рыбохозяйственной организации для возможности применения пониженной ставки сбора, а также предотвращения необоснованного использования плательщиками сбора указанной льготы, ФНС России считает необходимым рассмотреть вопрос о внесении в абзац 7 пункта 1 статьи 333.3 Налогового кодекса уточняющих формулировок по критерию признания статуса рыбохозяйственных организаций, дополнив указанный абзац предложением:

При этом доля дохода от реализации уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной продукции и иной продукции из водных биологических ресурсов исчисляется за календарный год, предшествующий году выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов".

ФНС России обращает внимание Минфина России о необходимости отмены обязанности налоговых органов администрировать сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, поскольку у налоговых органов отсутствует возможность осуществлять контроль за соблюдением плательщиками сбора норм, установленных в разрешении, ни на этапе выдачи разрешений и уплаты платежей, ни в течение отчетного периода, вместе с тем затраты налоговых органов на администрирование данного сбора превышают сумму поступлений.

Приложение*.

_______________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Н.Шульгин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»