Недействующий

     

Проект N 557192-5

Вносится Правительством
 Российской Федерации

     
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инвестиционном товариществе"

     

     

Статья 1


Дополнить статью 1041 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) пунктом 3 следующего содержания:

"3. Особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (инвестиционного товарищества), устанавливаются Федеральным законом "Об инвестиционном товариществе".".

Статья 2


Дополнить пункт 6 статьи 69 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2009, N 1, ст. 14; N 29, ст. 3642; N 39, ст. 4540) абзацем следующего содержания:

"По долгам участника договора инвестиционного товарищества при выделе его доли из общего имущества по требованию его кредитора в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционном товариществе" не может быть обращено взыскание на денежные средства, составляющие доли иных участников договора инвестиционного товарищества в общем имуществе, находящиеся на банковском счете для осуществления операций по договору инвестиционного товарищества.".

Статья 3


Внести в Налоговый кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 33, ст. 3413; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 1, ст. 2, 6; N 28, ст. 2886; N 52, ст. 5030; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3520; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 30; N 24, ст. 2312; N 30, ст. 3130; N 52, ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12; N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 31, 39; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 3991, 4013; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6045, 6071; N 50, ст. 6237, 6245; 2008, N 27, ст. 3126; N 48, ст. 5519; N 49, ст. 5723; N 52, ст. 6237; 2009, N 1, ст. 31; N 11, ст. 1265; N 29, ст. 3598; N 48, ст. 5731, 5733; N 51, ст. 6153, 6155; N 52, ст. 6455; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4186; N 32, ст. 4298; N 47, ст. 6034; N 48, ст. 6247; 2011, N 1, ст. 9, 21) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 39 части первой:

а) подпункт 4 после слов "(договору о совместной деятельности)" дополнить словами ", договору инвестиционного товарищества";

б) в подпункте 6 слова "(договора о совместной деятельности) или его правопреемнику" заменить словами "(договора о совместной деятельности) либо договора инвестиционного товарищества или правопреемнику этого участника";

2) в части второй:

а) в подпункте 2 пункта 3 статьи 170 слова "(договора о совместной деятельности) или его правопреемнику" заменить словами "(договора о совместной деятельности) либо договора инвестиционного товарищества или правопреемнику этого участника";

б) в статье 174_1:

наименование после слов "(договором о совместной деятельности)" дополнить словами ", договором инвестиционного товарищества";

пункты 1 - 3 после слов "(договором о совместной деятельности)" дополнить словами ", договором инвестиционного товарищества";

в) пункт 9 части второй статьи 250 после слов "простом товариществе" дополнить словами "(инвестиционном товариществе)";

г) в подпункте 5 пункта 1 статьи 251 слова "(договора о совместной деятельности) или его правопреемником" заменить словами "(договора о совместной деятельности) либо договора инвестиционного товарищества или правопреемником этого участника";

д) пункт 1 статьи 374 после слов "внесенное в совместную деятельность" дополнить словами ", в том числе по договору инвестиционного товарищества,";

е) в статье 377:

наименование дополнить словами ", договора инвестиционного товарищества";

в пункте 1:

в предложении первом:

после слов "(договора о совместной деятельности)" дополнить словами ", договора инвестиционного товарищества";

после слов "(договору о совместной деятельности)" дополнить словами ", договору инвестиционного товарищества";

слова "простого товарищества участником договора простого товарищества" заменить словами "простого товарищества (инвестиционного товарищества) участником договора простого товарищества (договора инвестиционного товарищества)";

предложение второе после слов "договора простого товарищества" дополнить словами "(договора инвестиционного товарищества)";

предложение третье после слов "договора простого товарищества" дополнить словами "(договора инвестиционного товарищества)";

пункт 2 после слов "(договора о совместной деятельности)" дополнить словами ", договора инвестиционного товарищества".

Статья 4


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

 Президент
 Российской Федерации

     

     

Пояснительная записка к проектам федеральных законов "Об инвестиционном товариществе" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инвестиционном товариществе"



Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 27 июля 2010 г. (протокол от 1 августа 2010 г. N Пр-2279), в соответствии с которым необходимо обеспечить "развитие законодательства, регламентирующего способы организации коллективных инвестиций без образования юридического лица.

В настоящее время в российском законодательстве отсутствуют приемлемые для инвестиционного сообщества договорные организационно-правовые формы осуществления коллективной инвестиционной деятельности, учитывающие особенности реализации венчурных (особо рисковых) бизнес-проектов. Имеющиеся в российском праве конструкции, которые могут использоваться для целей коллективной инвестиционной деятельности, в том числе в венчурных проектах, не в полной мере отвечают потребностям российских и зарубежных инвесторов, а также мировой практике венчурного инвестирования.

Так, наиболее близким аналогом распространенной за рубежом формы коллективного инвестирования - limited partnership - в российском праве является товарищество на вере (коммандитное товарищество), которое предоставляет своим участникам (полным товарищам и коммандитистам) различный объем прав и тем самым приближает характер деятельности такого товарищества к инвестиционным правоотношениям. В соответствии со ст. 82 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеются один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Несмотря на наличие ряда преимуществ данной организационно-правовой формы (в том числе возможность поэтапного увеличения складочного капитала (commitments), возможность привлечения вкладчиков к участию в управлении товариществом и др.) товарищество на вере не лишено и ряда недостатков, которые снижают его привлекательность в качестве потенциальной формы (института) коллективного инвестирования, а именно:

- императивное правило о возможности быть полным товарищем только в одном товариществе на вере (это автоматически исключает возможность создания "пула" инвестиционных фондов под управлением одного управляющего, что является неотъемлемым свойством венчурной инвестиционной деятельности);

- невозможность определения в договорном порядке в отношении вкладчиков иных положений, кроме совокупного размера вкладов (в том числе невозможность определять размер и порядок изменения долей вкладчиков, состав, сроки и порядок внесения ими вкладов, их ответственность за нарушение обязанностей по внесению вкладов, право на непропорциональную доле часть прибыли и пр.);

- невозможность ограничения права на выход из товарищества полных товарищей (в любой момент времени, заявив об отказе от участия в товариществе), а также вкладчиков (после окончания финансового года*).

_______________

* Деятельность венчурного фонда никогда не ограничивается финансовым годом.


О значении недостатков правового регулирования товарищества на вере свидетельствует отказ инвестиционного и бизнес-сообщества от их использования не только в венчурной, но и вообще в предпринимательской деятельности. Так, всего с момента введения в российское законодательство организационно-правовой формы товарищества на вере (1994 г.) в России было зарегистрировано всего 680 товариществ на вере, при этом количество реально функционирующих из этого числа товариществ на вере неизвестно.

Второй организационно-правовой формой, получившей некоторое распространение в качестве института коллективного инвестирования в Российской Федерации, в том числе в венчурной сфере, является договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), согласно которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Основным преимуществом договора о совместной деятельности является отсутствие двойного налогообложения, что обусловлено договорной природой товарищества, которое не является юридическим лицом. К иным достоинствам данной формы относятся: законодательно не ограниченные возможности по определению видов и размеров вкладов, определению доли участия в общем

имуществе и порядка распределения прибыли и убытков, по структурированию и управлению деятельностью простого товарищества, допустимость поэтапного внесения вкладов (commitments), а также минимальные, контролируемые товарищами издержки, связанные с обеспечением деятельности простого товарищества.

Несмотря на это, нормы гл. 55 Кодекса о простом товариществе (договоре о совместной деятельности) не в полной мере адаптированы к нуждам реализации бизнес-проектов в инновационной сфере и запросам инвесторов. Так, ключевым недостатком конструкции договора простого товарищества следует признать установленную п. 2 ст. 1047 ГК Российской Федерации солидарную ответственность всех товарищей по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения. Солидарная ответственность означает, во-первых, что кредитор простого товарищества вправе требовать исполнения обязательства как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга; во-вторых, что кредитор, не получивший управляющего удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников; в-третьих, что солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью, и, наконец, в-четвертых, что ответственность любого из товарищей не зависит от размера и не ограничена стоимостью его вклада в общее дело (ст. 325 Кодекса). Кроме того, нормы Кодекса об ответственности товарищей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, являются императивными, т.е. не могут быть изменены по соглашению сторон. Такая ситуация не соответствует интересам потенциальных инвесторов, которые в связи с данным правовым регулированием договора простого товарищества вынуждены принимать на себя не только инвестиционные, но и повышенные предпринимательские риски (п.1. ст.2 Кодекса).

Установленный Кодексом порядок выхода любого из участников договора простого товарищества не позволяет говорить о возможности понуждения инвестора вполне и в срок выполнить свои инвестиционные обязательства. Так, участник договора простого товарищества, заключенного без ограничения срока действия, вправе в одностороннем порядке отказаться от договора (ст. 1051 Кодекса). При этом отказ от этого права ничтожен. В случае, если договор простого товарищества заключен на определенный срок, либо по достижении определенной цели выход любого товарища также не ограничивается, хотя и сопряжен с рядом неблагоприятных для него последствий (возмещение в составе убытков только реального ущерба, а не упущенной выгоды) и необходимостью мотивировать свой выход "уважительной причиной" (ст.1052 ГК Российской Федерации). Попытки ограничить возможности выхода из срочного или целевого договора простого товарищества определением в нем перечня таких "уважительных причин" не будут являться основанием для того, чтобы суд по иску выходящего участника не признал уважительными иных обстоятельств.

Существуют серьезные ограничения на субъектный состав договора простого товарищества, заключаемого для предпринимательских целей. Так, согласно ст. 1041 Кодекса сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Несмотря на то, что данное положение вполне обоснованно, его императивный характер исключает из числа возможных участников инвестиционного процесса в данной организационно-правовой форме практически все государственные институты развития, поскольку большинство из них существуют в формах некоммерческих организаций (например, государственная корпорация), а также пенсионные фонды, которые в международной практике традиционно выступают основными институциональными инвесторами в венчурной среде.

Вместе с тем инновационный путь развития, провозглашенный высшим руководством страны как приоритетный сценарий дельнейшего развития национальной экономики, невозможен без привлечения необходимого объема не только государственных, но и частных инвестиционных средств, в том числе иностранных.

В условиях, когда государственные инвестиционные средства, выделенные на поддержку развития инновационной экономики, либо ограничены, либо сконцентрированы на крупных, "общестрановых" проектах, основной задачей становится создание условий, стимулирующих самостоятельное, инициативное поведение инвестиционного и предпринимательского сообщества для реализации малых и средних инновационных бизнес-проектов.

Учитывая специфический и разнообразный характер деятельности в области коллективного инвестирования в инновационной сфере, представляется необходимым создание в российском праве специальной разновидности договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) - инвестиционного товарищества - договора, заключаемого исключительно для совместного (коллективного) осуществления инвестиционной деятельности.

Конструкция инвестиционного товарищества, вводимая законопроектом, максимально приближена по своему характеру и правовой природе к одной из самых распространенных и приемлемых для инвесторов форм коллективного венчурного инвестирования за рубежом - limited partnership (ограниченное партнерство), отличительные признаки которого следующие:

- одновременное участие в договоре не менее двух лиц, одно из которых является полным партнером (general partner), как правило, венчурной компанией (private equity firm), осуществляющей приобретение активов в инновационной сфере и управление ими до тех пор пока, они не будут проданы, а другое - вкладчиком-инвестором (limited partner), ответственность и права на участие в управлении партнерством которого ограничены;

- limited partner не имеет возможности выйти из договора или иным образом отказаться от исполнения принятых на себя обязательств, связанных с поступательным предоставлением инвестиционных средств (commitments) в течение инвестиционного периода;

- возможности одновременного участия general partners и limited partners в нескольких партнерствах законодательно не ограничены.

Законопроект разработан с учетом анализа и адаптации к российской континентальной системе права Единообразного закона США о партнерстве с ограниченной ответственностью (Uniform Partnership Act Ch.614 Limited Liability Partnerships), Закона Великобритании о партнерстве с ограниченной ответственностью 1907 г., Закона о совместных фондах развития (Pooled Development Funds Act) - (Австралия, 1992 г.).

Правовое регулирование договора об инвестиционном товариществе по законопроекту позволит ему занять своего рода промежуточное положение между товариществом на вере и договором о совместной деятельности, обеспечив сохранение их в неизменном виде и возможность дальнейшего применения для всех тех целей, для которых они пригодны и могут быть использованы. Одновременно с этим при объединении положительных свойств договора простого товарищества и товарищества на вере в конструкции договора инвестиционного товарищества будут устранены сопутствующие недостатки существующего законодательства, присущие указанным институтам, а также имеющиеся искусственные препятствия и ограничения, которые сдерживают их использование в качестве института коллективных инвестиций.

Основным принципом правового регулирования договора об инвестиционном товариществе по законопроекту является внедрение в его конструкцию максимального количества диспозитивных возможностей для участников устанавливать удобные им для данного конкретного инновационного или иного бизнес-проекта или случая правила. Такой подход одновременно позволяет использовать вводимую проектом конструкцию договора инвестиционного товарищества для осуществления совместной деятельности не только в венчурных, но и в иных бизнес-проектах (с учетом установленных законопроектом ограничений), требующих объединения имущества и/или управленческих и организационных усилий для осуществления совместной деятельности и достижения положительного экономического эффекта.

Таким образом, основной целью законопроекта является создание правовых условий для развития инновационной экономики России на основе реализации бизнес-проектов с использованием специальной, соответствующей мировым стандартам организационно-правовой формы коллективного инвестирования - договора об инвестиционном товариществе. Целями законопроекта являются:

- повышение эффективности и качества правового регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением коллективной инвестиционной деятельности;

- обеспечение надлежащих, соответствующих мировым стандартам прав коллективных инвесторов в существующих условиях российской экономической и правовой действительности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»