РЕКОМЕНДАЦИЯ 99

Рекомендация о переквалификации инвалидов



Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся на свою тридцать восьмую сессию 1 июня 1955 года,

постановив принять ряд предложений о переквалификации инвалидов, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,

решив придать этим предложениям форму рекомендации,

принимает сего двадцать второго дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят пятого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1955 года о переквалификации инвалидов:

принимая во внимание многочисленные и разнообразные проблемы, касающиеся нетрудоспособных лиц,

принимая во внимание, что переквалификация этих лиц необходима для того, чтобы восстановить в максимальной степени их физические и умственные способности и дать им возможность внести свой вклад в социальную, профессиональную и экономическую жизнь,

принимая во внимание, что для предоставления работы каждому инвалиду и для обеспечения наилучшего использования ресурсов рабочей силы необходимо развивать и восстанавливать трудовые способности инвалидов путем сочетания в постоянном и координированном процессе медицинского, психологического, бытового обслуживания и обслуживания в области просвещения, а также профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства, включая испытательный контроль,

Конференция рекомендует следующее:

I. Определения

1. В целях настоящей Рекомендации:

а) термин "переквалификация" означает ту часть постоянного и координированного процесса переобучения, которая включает в себя предоставление инвалидам обслуживания, дающего им возможность получить и сохранить подходящую работу, причем это обслуживание включает, в частности, профессиональное ориентирование, профессиональную подготовку и предоставление подходящей работы;

b) термин "инвалид" означает всякого человека, чьи возможности получения и сохранения подходящей работы серьезно сокращены в результате повреждения его физических или умственных способностей.

II. Охват переквалификации

2. Службы переквалификации должны быть доступными любому инвалиду, независимо от возраста и от причины и характера его инвалидности, при условии, что он может быть подготовлен к подходящей работе и что он имеет разумную перспективу на получение и сохранение такой работы.

III. Принципы и методы профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов

3. Должны приниматься все необходимые и осуществимые меры для создания или развития специализированных служб профессионального ориентирования для инвалидов, нуждающихся в помощи при выборе или изменении своей профессии.

4. Процесс профессионального ориентирования должен включать, в той степени, в какой это позволяют условия каждой страны, и в зависимости от конкретных случаев:

a) беседу со специалистом по профессиональному ориентированию;

b) учет прежнего трудового опыта;

c) изучение школьного аттестата или любых других документов, относящихся к учебе в заведениях общего или специального образования;

d) медицинский осмотр в целях профессионального ориентирования;

e) соответствующие тесты по установлению способностей и пригодности к работе и, если это желательно, другие психологические тесты;

f) обследование личного и семейного положения данного лица;

g) определение пригодности и развития способностей путем проведения соответствующих практических испытаний или другими подобными методами;

h) профессиональный технический экзамен в устной или иной форме во всех случаях, когда это представляется необходимым;

i) определение физических способностей данного лица в связи с требованиями различных профессий и определение возможности увеличения этих способностей;

j) предоставление сведений, относящихся к возможностям получения работы и образования, с учетом профессиональной квалификации, физических способностей, пригодности, предпочтения и опыта данного лица, а также требований рынка занятости.

5. Принципы, меры и методы профессионального обучения, обычно применяемые для обучения трудоспособных лиц, должны применяться к инвалидам в той степени, в какой это позволяют медицинские и педагогические условия.

6. 1) Обучение инвалидов должно, по возможности, сделать их способными заняться такой экономической деятельностью, в которой они смогут использовать свою профессиональную квалификацию или способности, учитывая перспективу получения работы.

2) С этой целью профессиональное обучение должно:

a) координироваться с производимым после медицинской консультации устройством на такую работу, выполнение которой в наименьшей возможной степени затрагивалось бы инвалидностью или влияло бы на инвалидность;

b) осуществляться всякий раз, когда это возможно и целесообразно, в рамках прежней профессии инвалида или в профессии, близкой к ней;

c) продолжаться до тех пор, пока инвалид не получит необходимых навыков для нормальной работы на равных условиях с трудоспособными рабочими, если он к этому способен.

7. Инвалиды должны во всех случаях, когда это возможно, получать подготовку совместно с трудоспособными рабочими и в одинаковых с ними условиях.

8. 1) Для обучения инвалидов, которые, особенно вследствие характера или степени серьезности своей инвалидности, не могут обучаться совместно с трудоспособными трудящимися, должны создаваться или расширяться специальные службы.

2) Во всех случаях, когда это возможно и целесообразно, эти службы должны включать, в частности:

a) школы и центры обучения, в том числе интернаты;

b) специальные краткосрочные и долгосрочные курсы для подготовки по определенным специальностям;

c) курсы повышения квалификации для инвалидов.

9. Должны быть приняты меры для поощрения предпринимателей в деле обеспечения профессиональной подготовки инвалидов; такие меры должны включать, в зависимости от обстоятельств, финансовую, техническую, медицинскую или профессиональную помощь.

10. 1) Должны приниматься меры для разработки специальных мероприятий для трудоустройства инвалидов.

2) Эти мероприятия должны обеспечивать удовлетворительное трудоустройство путем:

a) регистрации желающих получить работу;

b) регистрации их профессиональной квалификации, опыта и желаний;

c) соответствующих бесед с ними;

d) определения, в случае необходимости, их способностей с физической и профессиональной точек зрения;

e) поощрения предпринимателей к тому, чтобы они сообщали компетентному органу власти о вакантных местах;

f) в случае необходимости установления контакта с предпринимателями, с тем чтобы показать им способности инвалидов к труду и обеспечить инвалидов работой;

g) оказания инвалидам помощи в использовании ими таких услуг по профессиональному ориентированию, профессиональному обучению, медицинскому и бытовому обслуживанию, которые могут оказаться необходимыми.

11. Меры по испытательному контролю должны применяться, для того чтобы:

a) проверить, дали ли устройство на работу или использование средств профессионального обучения или переобучения удовлетворительные результаты, и определить ценность принципов и методов профессионального ориентирования;

b) устранить, насколько это возможно, препятствия, способные помешать инвалиду удовлетворительно устроиться на работу.

IV. Административная организация

12. Службы переквалификации должны организовываться и расширяться компетентным органом или органами власти в рамках постоянной и координированной программы и, по мере возможности, должны использоваться существующие службы профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства.

13. Компетентный орган или органы власти должны обеспечивать наличие достаточного персонала с соответствующей квалификацией, занимающегося вопросами переквалификации инвалидов, включая испытательный контроль.

14. Расширение служб переквалификации инвалидов не должно во всяком случае отставать от расширения общих служб профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства.

15. Службы переквалификации инвалидов должны организовываться и расширяться, чтобы давать инвалидам возможность подготовиться к работе на свой собственный счет во всех видах занятий, а также получить и сохранить эту работу.

16. Административная ответственность за общую организацию и расширение служб переквалификации инвалидов должна быть возложена:

а) либо на один орган власти;

b) либо совместно на органы власти, ответственные за выполнение различных частей программы, причем один из этих органов должен нести основную ответственность за координацию такой деятельности.

17. 1) Компетентный орган или органы власти должны принять все необходимые и целесообразные меры для обеспечения сотрудничества и координации между государственными и частными учреждениями, занимающимися переквалификацией инвалидов.

2) Эти меры должны включать в зависимости от обстоятельств:

а) определение компетенции и обязанностей государственных и частных учреждений;

b) предоставление финансовой помощи частным учреждениям, эффективно занимающимся вопросами переквалификации инвалидов;

с) предоставление частным учреждениям консультаций по техническим вопросам.

18. 1) Службы переквалификации инвалидов должны создаваться и расширяться при содействии представительных консультативных комитетов, создаваемых в национальном масштабе и, если необходимо, в районном или местном масштабе.

2) В эти комитеты, в зависимости от обстоятельств, должны входить:

a) представители органов и учреждений, непосредственно связанных с переквалификацией инвалидов;

b) представители организаций предпринимателей и трудящихся;

c) лица, обладающие особой квалификацией в силу своих знаний в области переквалификации инвалидов и заинтересованности в этом вопросе;

d) представители организаций инвалидов.

3) Эти комитеты должны нести ответственность за консультации:

a) в национальном масштабе - по развитию политики и программ переквалификации инвалидов;

b) в районном или местном масштабе - по применению мер, проводимых в национальном масштабе, по их приспособлению к условиям района или местности и по координации районной и местной деятельности.

19. 1) Исследования, имеющие целью рассмотрение результатов, достигнутых службами переквалификации инвалидов, и улучшение указанных служб, должны поддерживаться и поощряться, особенно компетентным органом власти.

2) Такие исследования должны включать общее и специальное изучение трудоустройства инвалидов.

3) Эти исследования должны также включать научные работы по различным системам и методам, играющим роль в переквалификации инвалидов.

V. Меры поощрения использования инвалидами служб переквалификации

20. Должны приниматься меры для предоставления инвалидам возможности полностью использовать все существующие службы переквалификации инвалидов и обеспечения того, чтобы на какой-нибудь орган власти была возложена ответственность за оказание помощи лично каждому инвалиду для достижения им максимальных успехов в переквалификации.

21. Эти меры должны включать:

a) сбор и распространение информации о существующих службах переквалификации инвалидов, а также о тех перспективах, которые эти службы дают инвалидам;

b) предоставление инвалидам соответствующей и достаточной финансовой помощи.

22. 1) Эта финансовая помощь должна предоставляться на любой стадии процесса переквалификации; она должна облегчить инвалидам подготовку к работе по подходящей профессии и эффективное сохранение этой работы, включая работу на собственный счет.

2) Она должна включать бесплатное использование инвалидами служб переквалификации, пособия на содержание и возмещение необходимых транспортных расходов в течение всего периода профессиональной подготовки с целью получения работы, предоставление денежных ссуд и пособий или снабжение необходимыми инструментами и оснащением, а также протезными и любыми другими необходимыми приспособлениями.

23. Инвалиды должны иметь возможность использовать все средства переквалификации, не теряя при этом никаких пособий, предоставляемых системой социального обеспечения на других основаниях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»