УТВЕРЖДЕН
Решением Комиссии
Таможенного союза
от 15 июля 2011 года N 710

(В редакции, введенной в действие
 с 6 апреля 2022 года
решением Совета ЕЭК
от 14 сентября 2021 года N 90
. -
См. предыдущую редакцию)

      Технический регламент Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"

(ТР ТС 002/2011)

(с изменениями на 14 сентября 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 859 (официальный сайт Комиссии таможенного союза www.tsouz.ru, 12.12.2011) (о порядке вступления в силу см. пункт 5 решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 859);

решением Совета ЕЭК от 14 сентября 2021 года N 90 (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 08.10.2021).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий Технический регламент принят решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года N 710.

В решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года N 710 внесены изменения:

решением Коллегии ЕЭК от 2 декабря 2013 года N 285;

решением Коллегии ЕЭК от 3 февраля 2015 года N 11;

решением Коллегии ЕЭК от 7 июня 2016 года N 62;

решением Коллегии ЕЭК от 14 июня 2016 года N 75;

решением Коллегии ЕЭК от 14 марта 2017 года N 29;

решением Коллегии ЕЭК от 7 февраля 2018 года N 23;

решением Коллегии ЕЭК от 7 февраля 2018 года N 24;

решением Совета ЕЭК от 14 сентября 2021 года N 90;

решением Коллегии ЕЭК от 29 марта 2022 года N 48;

решением Коллегии ЕЭК от 30 августа 2022 года N 120.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________     




Перечни документов по стандартизации,
обеспечивающих соблюдение требований
настоящего Технического регламента

I. Область применения

1. Настоящий технический регламент распространяется на высокоскоростной железнодорожный транспорт.

Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются:

вновь разрабатываемые (модернизируемые), изготовляемые высокоскоростной железнодорожный подвижной состав с конструкционной скоростью более 200 км/ч и его составные части, выпускаемые в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее Союз) для использования на железнодорожных путях общего пользования с шириной колеи 1520 мм;

объекты инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, которые включают в себя:

подсистемы инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта (в том числе железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожную автоматику и телемеханику, железнодорожную электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства);

составные части подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и элементы этих составных частей.

Требования настоящего технического регламента распространяются на объекты технического регулирования по перечню согласно приложению N 1.

2. Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Союза требования к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу и его составным частям, объектам инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, строительство которых завершено, применяемые при их проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке и эксплуатации в части приемки и ввода в эксплуатацию, а также правила идентификации продукции, требования к маркировке и правила ее нанесения, формы, схемы и процедуры оценки соответствия.

Требования к эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта в части обеспечения безопасности движения устанавливаются законодательством государств - членов Союза (далее - государства-члены) о железнодорожном транспорте.

3. Настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранности имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение 120 потребителей (пользователей) высокоскоростного железнодорожного транспорта.

II. Основные понятия

4. Для целей применения настоящего технического регламента используются понятия, установленные Протоколом о техническом регулировании в рахмках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), типовыми схемами оценки соответствия, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44 (далее - типовые схемы), а также понятия, которые означают следующее:

"автоматизированная система оперативного управления технологическими процессами, связанными с обеспечением безопасности движения и информационной безопасности" - комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для создания и поддержания в режиме реального времени информационной модели перевозочного процесса в целях оперативного регулирования и управления движением поездов;

"автоматическая локомотивная сигнализация" - комплекс устройств для передачи в кабину машиниста сигналов путевых светофоров, к которым приближается высокоскоростной железнодорожный подвижной состав;

"автоматический тормоз" - устройство, обеспечивающее автоматическую остановку высокоскоростного железнодорожного подвижного состава при разъединении или разрыве воздухопроводной магистрали и (или) при открытии крана экстренного торможения (стоп-крана);

"аналогичная продукция", "аналогичный образец продукции" - изделие (образец) одного вида с рассматриваемым изделием (образцом), имеющее идентичные технические характеристики и наиболее близкое по конструкции и технологии изготовления;

"безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта" - состояние высокоскоростного железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

"безопасность излучений" - безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта, при которой отсутствует возможность оказания вредного воздействия на человека и объекты окружающей среды ионизирующих, оптических и других излучений;

"биологическая безопасность" - безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта, при которой отсутствует возможность возникновения опасного биологического воздействия;

"взрывобезопасность" - безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта, при которой отсутствует возможность возникновения взрыва взрывоопасной среды и воздействия опасных и вредных факторов взрыва;

"высокоскоростной железнодорожный подвижной состав" - железнодорожный подвижной состав, состоящий из моторных и немоторных вагонов и предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, а также почтовых отправлений со скоростью более 200 км/ч;

"габарит высокоскоростного железнодорожного подвижного состава" - поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, в пределах которого должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и при отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы;

"габарит приближения строений" - предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого, помимо железнодорожного подвижного состава, не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и др.), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве связано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновение с другими частями железнодорожного подвижного состава;

"гидрометеорологическая безопасность" - безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта, при которой отсутствует недопустимый риск от воздействия опасных природных явлений и изменений климата на высокоскоростной железнодорожный транспорт;

"допустимый риск" - значение риска, связанного с применением объектов технического регулирования настоящего технического регламента, определяемое исходя из технических и экономических возможностей производителя и соответствующее уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла объектов технического регулирования настоящего технического регламента;

"единицы высокоскоростного железнодорожного подвижного состава" - моторные и немоторные вагоны, из которых формируется высокоскоростной железнодорожный подвижной состав;

"железнодорожная автоматика и телемеханика" - подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением высокоскоростного железнодорожного подвижного состава на перегонах и станциях и маневровой работой;

"железнодорожная станция" - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при использовании развитых путевых устройств - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами;

"железнодорожная электросвязь" - подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих формирование, прием, обработку, хранение, передачу и доставку сообщений электросвязи при организации и выполнении технологических процессов;

"железнодорожные устройства электроснабжения" - подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, предназначенная для обеспечения электрической энергией высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и нетяговых железнодорожных потребителей;

"железнодорожный путь" - подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения;

"кабина машиниста" - отделенная перегородками часть кузова высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления высокоскоростным железнодорожным подвижным составом;

"конструкторская документация" - совокупность конструкторских документов, содержащих данные, необходимые для проектирования (разработки), изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации, ремонта, модернизации и утилизации изделия;

"конструкционная скорость" - наибольшая скорость движения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, заявленная в технической документации;

"контактная сеть" - часть железнодорожной тяговой сети, предназначенная для передачи электрической энергии высокоскоростному железнодорожному подвижному составу;

"кран экстренного торможения (стоп-кран)" - тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки;

"магниторельсовый тормоз" - устройство, создающее тормозное усилие путем электромагнитного притяжения тормозного башмака к рельсу;

"механическая безопасность" - безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта, при которой отсутствует возможность возникновения опасных механических воздействий;

"модернизация высокоскоростного железнодорожного подвижного состава" - комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик высокоскоростного железнодорожного подвижного состава путем замены его составных частей на более совершенные;

"модернизация высокоскоростного железнодорожного подвижного состава с продлением срока службы" - комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик высокоскоростного железнодорожного подвижного состава путем внесения в базовую конструкцию изменений с целью продления срока службы;

"назначенный ресурс" - суммарная наработка продукции, при достижении которой эксплуатация продукции должна быть прекращена независимо от ее технического состояния;

"назначенный срок службы" - календарная продолжительность эксплуатации продукции, при достижении которой эксплуатация продукции должна быть прекращена независимо от ее технического состояния;

"назначенный срок хранения" - календарная продолжительность хранения продукции, при достижении которой хранение продукции должно быть прекращено независимо от ее технического состояния;

"обоснование безопасности" - документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий продукцию на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения ремонта;

"объект инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта" - составная часть подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта или совокупность составных частей этих подсистем;

"паспорт" - эксплуатационный документ, содержащий основные сведения о продукции и технические данные, информацию о комплектности, назначенных ресурсах, сроках службы и хранения, гарантиях изготовителя, свидетельстве о приемке, сведения об оценке соответствия и порядке утилизации продукции;

"перегон" - часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;

"пневматический тормоз"-  тормоз с пневматическим управлением;

"подконтрольная эксплуатация" - штатная эксплуатация высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, сопровождающаяся дополнительным контролем и учетом технического состояния высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;

"пожарная безопасность" - безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта, при которой отсутствует возможность возникновения пожара и воздействия опасных факторов пожара (пламени, искр, теплового потока, повышенной температуры окружающей среды, токсичных продуктов горения и термического разложения, дыма, пониженной концентрации кислорода, взрыва, последствий разрушений);

"предельное состояние" - состояние объектов технического регулирования настоящего технического регламента, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление их работоспособности невозможно или нецелесообразно;

"приемка" - форма оценки соответствия объекта инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, строительство которого завершено, требованиям настоящего технического регламента;

"продукция" - высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и его составные части, а также элементы составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта или совокупность таких элементов;

"промышленная безопасность" - безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта, при которой отсутствует недопустимый риск от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий;

"рекуперативное торможение" - торможение высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, которое осуществляется посредством электрического тормоза и при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть;

"ремонтная документация" - документация, содержащая указания по организации ремонта, правила и порядок выполнения капитального, среднего и текущего ремонта, контроля, регулирования, испытаний, консервации, транспортирования и хранения продукции после ремонта, монтажа и испытания, а также значения показателей и норм, которым должна удовлетворять продукция после ремонта;

"руководство по эксплуатации" - документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) продукции и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации продукции (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценки ее технического состояния при определении необходимости отправки в ремонт, а также сведения по утилизации продукции;

"составная часть высокоскоростного железнодорожного подвижного состава" - деталь, сборочная единица, комплекс или их комплект, программные средства, входящие в конструкцию высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров;

"составные части подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта" - сооружения, строения, устройства и оборудование специального назначения, обеспечивающие функционирование подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и безопасное движение высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;

"спутниковая навигация" - метод навигационных определений, заключающийся в решении навигационных задач путем обработки данных, полученных средствами навигации на объектах навигации в результате приема радиосигналов, излучаемых с космических аппаратов;

"станционные здания, сооружения и устройства" - подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя технологические комплексы зданий, сооружений и устройств для осуществления на железнодорожных станциях операций с грузами, почтовыми отправлениями и поездами, технического обслуживания и ремонта объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, а также для обслуживания пассажиров;

"стояночный тормоз" - устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;

"термическая безопасность" - безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта, при которой отсутствует возможность возникновения опасного воздействия высоких и низких температур;

"техническая совместимость" - характеристика высокоскоростных железнодорожных подвижных составов, предусматривающая возможность их взаимодействия друг с другом и с объектами инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;

"типовой образец" - образец продукции из группы (подгруппы) продукции, планируемой к выпуску или выпускаемой по одному документу, чертежу либо иному документу и (или) образующей типоразмерный (параметрический) ряд, по результатам оценки качества которого оценивается вся продукция, входящая в данную группу (подгруппу);

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs