ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 15 сентября 2011 года N 2698-У

О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 2 апреля 2010 года N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"



1. В соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 14 сентября 2011 года N 16) внести в Инструкцию Банка России от 2 апреля 2010 года N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций", зарегистрированную Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2010 года N 16965, 17 декабря 2010 года N 19217, 15 июня 2011 года N 21033 ("Вестник Банка России" от 30 апреля 2010 года N 23, от 30 декабря 2010 года N 73, от 22 июня 2011 года N 33), следующие изменения.

1.1. В пункте 3.1:

подпункт 3.1.7 изложить в следующей редакции:

"3.1.7. Анкеты кандидатов (соответствующих установленным квалификационным требованиям) на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации (за исключением небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) по форме приложения 1 к настоящей Инструкции, которые должны содержать сведения:

о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с приложением надлежащим образом заверенной копии документа о высшем профессиональном образовании, предусмотренного Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст.4135; 2000, N 29, ст.3001; N 33, ст.3348; 2002, N 26, ст.2517; 2003, N 2, ст.163; N 14, ст.1254; N 28, ст.2888; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 17, ст.1481; 2006, N 1, ст.10; N 29, ст.3122; N 30, ст.3289; N 43, ст.4413; 2007, N 1, ст.21; N 2, ст.360; N 7, ст.838; N 17, ст.1932; N 29, ст.3484; N 43, ст.5084; N 44, ст.5280; N 49, ст.6068, ст.6069, ст.6070, ст.6074; 2008, N 9, ст.813; N 17, ст.1757; N 29, ст.3419; N 30, ст.3616; N 52, ст.6236, ст.6241; 2009, N 7, ст.786, ст.787; N 29, ст.3621; N 31, ст.3923; N 46, ст.5419; N 51, ст.6158; N 52, ст.6405, ст.6409; N 52, ст.6450; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4167; N 46, ст.5918; 2011, N 1, ст.38; N 6, ст.793; N 25, ст.3537, N 30, ст.4590) (далее - Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при наличии иного, чем специальное (юридическое или экономическое), высшего образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

о наличии (об отсутствии) судимости.

Анкеты кандидатов (соответствующих установленным квалификационным требованиям) на должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, по форме приложения 1 к настоящей Инструкции, которые должны содержать сведения:

о наличии у этих лиц высшего профессионального образования (с приложением надлежащим образом заверенной копии документа о высшем профессиональном образовании, предусмотренного Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании");

о наличии (об отсутствии) судимости.

Если кандидат на должность руководителя кредитной организации, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации получил образование за границей Российской Федерации, также должно быть представлено заключение федерального органа исполнительной власти по вопросам профессионального образования о соответствии зарубежного документа об образовании данного лица российским дипломам о высшем образовании.

Вместе с указанными выше документами представляется сообщение в письменной форме, содержащее перечень членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и информацию об отсутствии оснований, препятствующих избранию данных лиц в состав совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации.";

дополнить подпунктом 3.1.14 в следующей редакции:

"3.1.14. Правила осуществления перевода электронных денежных средств (в случае учреждения небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций).".

1.2. Абзац первый пункта 6.6 изложить в следующей редакции:

"6.6. Срок рассмотрения документов, указанных в пункте 6.5 настоящей Инструкции, территориальным учреждением Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации не должен превышать трех месяцев с даты представления этих документов (за исключением случая учреждения небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, при котором срок рассмотрения территориальным учреждением Банка России указанных документов не должен превышать 45 календарных дней с даты представления этих документов).".

1.3. Абзац третий пункта 6.10 дополнить словами ", а также (в случае учреждения небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) информацию о соответствии (несоответствии) правил осуществления перевода электронных денежных средств требованиям Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст.3872) (далее - Федеральный закон "О национальной платежной системе") и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России".

1.4. Пункт 6.11 дополнить абзацем следующего содержания:

"В случае учреждения небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций), также прилагаются правила осуществления перевода электронных денежных средств.".

1.5. Пункт 6.12 изложить в следующей редакции:

"6.12. Банк России рассматривает полученные документы в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации всех документов, указанных в главе 3 настоящей Инструкции (за исключением случая учреждения небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций). При учреждении небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, срок рассмотрения Банком России указанных документов не должен превышать трех месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России всех документов, указанных в главе 3 настоящей Инструкции.".

1.6. Пункт 8.3 дополнить подпунктом 8.3.3 следующего содержания:

"8.3.3. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, содержащая все банковские операции, перечисленные в приложении 24 к настоящей Инструкции, или их часть.".

1.7. Пункт 8.3 дополнить подпунктом 8.3.4 следующего содержания:

"8.3.4. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, содержащая все банковские операции, перечисленные в приложении 25 к настоящей Инструкции, или их часть.".

1.8. В абзаце втором пункта 9.6 слова "пунктами 3.1 и 3.2 Инструкции Банка России от 28 апреля 2004 года N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2004 года N 5824, 11 ноября 2005 года N 7158, 22 декабря 2006 года N 8664 ("Вестник Банка России" от 9 июня 2004 года N 33, от 23 ноября 2005 года N 62, от 28 декабря 2006 года N 74) (далее - Инструкция Банка России N 113-И)" заменить словами "пунктом 3.1 Инструкции Банка России от 16 сентября 2010 года N 136-И "О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2010 года N 18595 ("Вестник Банка России" от 6 октября 2010 года N 55) (далее - Инструкция Банка России N 136-И)".

1.9. В абзаце первом пункта 9.8 слова "пунктами 3.1 и 3.2 Инструкции Банка России N 113-И" заменить словами "пунктом 3.1 Инструкции Банка России N 136-И".

1.10. Дополнить главой 11_1 следующего содержания:     

"Глава 11_1. Порядок открытия (закрытия) филиала банка на территории иностранного государства

11_1.1. Банк может создать филиал на территории иностранного государства после получения разрешения Банка России (далее в настоящей главе - разрешение).

11_1.2. Банк России не выдает разрешения на создание филиалов банков в иностранных государствах (на территориях), которые в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, включены в перечень государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

11_1.3. Банк, ходатайствующий о выдаче разрешения, должен соответствовать следующим требованиям:

иметь Генеральную лицензию;

соответствовать требованиям, предъявляемым к участию в системе страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

выполнять обязательные резервные требования Банка России и не иметь просроченных обязательств перед Банком России, а также задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

быть отнесенным к классификационной группе 1 или классификационной группе 2 в соответствии с Указанием Банка России N 2005-У.

11_1.4. Для получения разрешения банк должен представить в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью (далее в настоящей главе - территориальное учреждение Банка России), следующие документы:

ходатайство о выдаче разрешения, в котором также должно содержаться подтверждение того, что филиалу будет предоставлено помещение для размещения (один экземпляр);

протокол заседания уполномоченного органа управления банка, в котором зафиксировано решение о создании филиала (два экземпляра); протокол также должен содержать фамилию, имя, отчество (если последнее имеется) уполномоченного лица, которому предоставлено право подписания ходатайства о выдаче разрешения (если ходатайство подписывается лицом, не являющимся председателем совета директоров (наблюдательного совета) банка или единоличным исполнительным органом банка);

подтверждения уполномоченных органов об отсутствии у банка задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами (один экземпляр);

надлежащим образом заверенную копию письма либо иного документа, выданного уполномоченным органом иностранного государства, в котором содержится подтверждение возможности создания филиала банка на территории этого государства (если выдача такого документа предусмотрена законодательством иностранного государства) (один экземпляр). Документ должен быть составлен на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства и легализован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и страна местонахождения филиала, либо законодательством соответствующего иностранного государства, с приложением заверенного в установленном порядке перевода документа на русский язык. Если законодательством иностранного государства в отношении указанного в настоящем абзаце документа не предусмотрено осуществление легализации или иной процедуры для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен документ, то информация об этом должна содержаться в ходатайстве о выдаче разрешения;

проект положения о филиале на территории иностранного государства, содержащего полное и сокращенное наименования филиала, перечень банковских операций и сделок, право на осуществление которых делегируется филиалу, а также сведения о службе внутреннего контроля филиала (два экземпляра);

сведения о кандидатах на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала (фамилия, имя, отчество (если последнее имеется), паспортные данные (данные иного документа, удостоверяющего личность), сведения о гражданстве, дата и место рождения, адрес регистрации и адрес фактического места жительства, сведения о профессиональной квалификации (об образовании и трудовой деятельности) и деловой репутации) (два экземпляра в письменном виде в произвольной форме);

письменное согласие кандидатов на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала на обработку Банком России их персональных данных (один экземпляр в произвольной форме);

письменное согласие (в произвольной форме) банка на проведение уполномоченными представителями Банка России проверки филиала на территории иностранного государства (один экземпляр).

11_1.5. Территориальное учреждение Банка России рассматривает документы, представленные в соответствии с пунктом 11_1.4 настоящей Инструкции, в срок, не превышающий один месяц с даты их регистрации в территориальном учреждении Банка России.

11_1.6. Не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения срока, указанного в пункте 11_1.5 настоящей Инструкции, территориальное учреждение Банка России направляет свое заключение и один экземпляр представленных кредитной организацией документов в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций).

11_1.7. Банк России рассматривает документы, полученные в соответствии с пунктом 11_1.6 настоящей Инструкции, в срок, не превышающий трех месяцев с даты их регистрации в территориальном учреждении Банка России.

Решение о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения принимается Комитетом банковского надзора Банка России.

11_1.8. Банк России в срок, указанный в пункте 11_1.7 настоящей Инструкции, сообщает кредитной организации в письменной форме о своем решении - о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения. Отказ должен быть мотивирован. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, разрешение считается полученным.

11_1.9. Разрешение на создание филиала на территории иностранного государства действительно в течение одного года со дня его подписания.

11_1.10. Разрешение, оформленное на бланке письма Банка России в соответствии с приложением 26 к настоящей Инструкции, или мотивированный отказ в выдаче разрешения (в письменном виде в произвольной форме) подписывается Председателем Комитета банковского надзора Банка России или лицом, его замещающим, и заверяется гербовой печатью Банка России.

Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций в срок не позднее двух рабочих дней с даты подписания разрешения (мотивированного отказа в выдаче разрешения) направляет два экземпляра разрешения (мотивированного отказа в выдаче разрешения) территориальному учреждению Банка России.

11_1.11. Территориальное учреждение Банка России не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения документов, указанных в пункте 11_1.10 настоящей Инструкции, направляет банку или выдает под расписку председателю совета директоров (наблюдательного совета) банка или иному уполномоченному лицу один экземпляр разрешения (мотивированного отказа в выдаче разрешения).

11_1.12. В течение пяти рабочих дней с даты фактического создания филиала на территории иностранного государства банк должен направить в территориальное учреждение Банка России:

уведомление в произвольной форме о создании филиала на территории иностранного государства (один экземпляр);

надлежащим образом заверенную копию документа, выданного уполномоченным органом иностранного государства и подтверждающего факт создания филиала (если выдача такого документа предусмотрена законодательством иностранного государства) (один экземпляр). Указанный документ должен быть составлен на государственном (официальном) языке страны местонахождения филиала и легализован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и страна местонахождения филиала, либо законодательством соответствующего иностранного государства, с приложением заверенного в установленном порядке перевода указанного документа на русский язык. Если законодательством иностранного государства в отношении указанного в настоящем абзаце документа не предусмотрено осуществление легализации или иной процедуры для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен документ, то информация об этом должна содержаться в уведомлении о создании филиала;

сведения о руководителе, заместителях руководителя, главном бухгалтере, заместителях главного бухгалтера филиала, указанные в абзаце седьмом пункта 11_1.4 настоящей Инструкции;

положение о филиале на территории иностранного государства, содержащее сведения, указанные в абзаце шестом пункта 11_1.4 настоящей Инструкции, утвержденное уполномоченным органом управления банка.

11_1.13. Территориальное учреждение Банка России в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения документов, указанных в пункте 11_1.12 настоящей Инструкции, присваивает филиалу порядковый номер, вносит сведения о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и направляет:

сообщение о внесении сведений о создании филиала на территории иностранного государства в Книгу государственной регистрации кредитных организаций (с указанием даты внесения) и о присвоении ему порядкового номера по форме приложения 13 к настоящей Инструкции - в Банк России;

письменное уведомление о внесении сведений о создании филиала на территории иностранного государства в Книгу государственной регистрации кредитных организаций (с указанием даты внесения) и о присвоении ему порядкового номера - в банк.

11_1.14. Об изменении местонахождения (адреса) филиала на территории иностранного государства, изменении полного и (или) сокращенного наименования филиала, перечня банковских операций и сделок, право на осуществление которых ему делегировано, сведений о руководителе, заместителях руководителя, главном бухгалтере, заместителях главного бухгалтера, номеров телефонной и (или) факсимильной связи филиала банк в течение двух рабочих дней с момента такого изменения уведомляет в письменном виде в произвольной форме территориальное учреждение Банка России.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»