КОМИССИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

РЕШЕНИЕ

от 18 октября 2011 года N 835


Об эквивалентности санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска *

(с изменениями на 27 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

решением Коллегии ЕЭК от 11 февраля 2014 года N 17 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org, 11.02.2014);

решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205 (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 29.12.2022).

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию.


Комиссия Таможенного союза

решила:

1. Государства - члены Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) должны признавать санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры других государств как эквивалентные даже в случае, если такие меры отличаются от мер Союза и (или) государств-членов при условии, что государство-экспортер:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

- объективно доказывает, что его меры позволяют достичь надлежащего уровня санитарной и (или) ветеринарной защиты Союза или фитосанитарной защиты государства-члена;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

- обеспечивает для такой цели государствам-членам, по их запросу, разумный доступ для проведения проверок, испытаний, а также для других соответствующих процедур.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

2. Государства-члены должны проводить совместные консультации с государствами-экспортерами с целью заключения двусторонних и многосторонних договоров о признании эквивалентности определенных санитарных, ветеринарно-санитарных или фитосанитарных мер.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

3. Запрос о проведении таких консультаций должен быть направлен заинтересованным государством-экспортером в уполномоченный орган государства-члена. Такой запрос должен включать в себя соответствующую научно обоснованную информацию для обеспечения объективного доказательства того, что применяемые государством-экспортером меры, признание которых запрашивается, позволяют достичь надлежащего уровня защиты, определенного Союзом или государством-членом. Такая информация должна включать в себя, помимо прочего, следующее:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

- предлагаемый вид соглашения о признании эквивалентности;

- описание продукта (продуктов) государства-экспортера, меры (мер) или системы надзора (контроля) или инспектирования, в отношении которых направляется запрос о признании эквивалентности;

- наименование компетентного органа (органов) для каждого продукта, меры или системы, в отношении которых направляется запрос о признании эквивалентности;

- перечень продуктов, меры (мер) или системы (систем), на которые будет распространяться соглашение;

- ссылки на соответствующие международные стандарты или соответствующую оценку риска;

- оценка того, каким образом мера (меры) или система (системы) государства - экспортера достигают надлежащего уровня санитарной или ветеринарной защиты Союза или фитосанитарной защиты государства-члена;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

- информация о том, как мера (меры) или система (системы) оцениваются, каким образом применяется мера на практике;

- информация о технических возможностях и возможностях применения предлагаемых альтернативных мер.

Запрос, включающий необходимую информацию, предоставляется на государственном языке государства-члена, в уполномоченный орган которого направлен запрос.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

4. По запросу государство-член должно предоставить государству-экспортеру объяснение надлежащего уровня защиты.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

5. В случае, если у государства-члена имеется обеспокоенность относительно запроса или предоставленной информации, оно должно уведомить об этом компетентные органы государства-экспортера, направившего запрос, при первой возможности, а также разъяснить причины такой обеспокоенности. Государство-экспортер, направившее запрос, должно ответить на такую обеспокоенность путем предоставления дальнейшей информации, изменив запрос или приняв другие действия, обозначенные государством-членом.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

6. При рассмотрении запроса государства-члена должны рассмотреть информацию, указанную в пункте 1, с целью определения, позволяют ли меры достичь надлежащего уровня защиты.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

7. Во время рассмотрения запроса может потребоваться дополнительная информация, которая запрашивается уполномоченными органами государства-члена. Такая информация должна быть предоставлена государством-экспортером, направившим запрос.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

8. Государство-экспортер должно по запросу предоставить доступ к соответствующей информации и сайтам для облегчения рассмотрения материалов, инспекциям, а также разрешить другие формы проверки, необходимые для определения эквивалентности.

9. Государствы-члены своевременно уведомляют государство-экспортер, направившее запрос, о своем решении относительно признания эквивалентности мер (меры) в соответствии с направленным запросом и предоставляют разъяснения принятого решения, в соответствии с которым меры не были признаны эквивалентными.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

10. Могут быть установлены процедуры аудита, сертификации и мониторинга, которые включаются в план или соглашение, которые применяются в отношении любой меры, признанной эквивалентной.

10_1. Установление эквивалентности санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер проводится в соответствии с Методическими указаниями по оценке эквивалентности санитарных мер, связанных с системой контроля и сертификации пищевых продуктов (CAC/GL 53-2003), Методическими указаниями по разработке соглашений о признании эквивалентности систем контроля и сертификации импорта и экспорта пищевых продуктов (CAC/GL 34-1999) Комиссии Кодекса Алиментариус, Кодексом наземных и водных животных Всемирной организации здравоохранения животных и Руководством по установлению и признанию эквивалентности фитосанитарных мер Международной конвенции по карантину и защите растений (ISPM-24).

(Пункт дополнительно включен с 13 марта 2014 года решением Коллегии ЕЭК от 11 февраля 2014 года N 17; в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

10_2. Эквивалентность может быть признана в отношении отдельной меры или нескольких мер, связанных с отдельным товаром или группой товаров, или на системной основе. Государства-члены при необходимости стремятся признавать эквивалентность санитарной, ветеринарно-санитарной или фитосанитарной меры (мер) в отношении отдельного товара или группы товаров. При необходимости также проводится оценка инфраструктуры и порядка производства товаров, в отношении которых применяется мера (меры). Государства-члены и государство-экспортер могут заключать системные соглашения о признании эквивалентности. Признание эквивалентности меры (мер) в отношении отдельного товара или группы товаров не требует обязательной разработки соглашения о признании эквивалентности.

(Пункт дополнительно включен с 13 марта 2014 года решением Коллегии ЕЭК от 11 февраля 2014 года N 17; в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

10_3. Государство-член, являющееся импортером (далее - государство-импортер), должно своевременно отвечать на запросы государства-экспортера о признании эквивалентности мер. Срок подготовки и направления соответствующего ответа на запрос не может превышать 6 месяцев.

(Пункт дополнительно включен с 13 марта 2014 года решением Коллегии ЕЭК от 11 февраля 2014 года N 17; в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

10_4. В случае признания эквивалентности санитарной, ветеринарно-санитарной или фитосанитарной меры (мер) государства-экспортера такое государство и государства-члены при необходимости могут оформить признание эквивалентности меры (мер) в установленном порядке. Государство-импортер оказывает содействие ускорению процедуры установления соответствия в отношении товаров, ранее ввозимых из такого государства-экспортера.

(Пункт дополнительно включен с 13 марта 2014 года решением Коллегии ЕЭК от 11 февраля 2014 года N 17; в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

10_5. Применяемая государством-экспортером санитарная, ветеринарно-санитарная или фитосанитарная мера (меры) в отношении производимого товара, признанная эквивалентной, считается соответствующей эквивалентной мере (мерам) государства-импортера. После признания эквивалентности меры (мер) в отношении отдельного товара или группы товаров ввоз товара из третьей страны на территорию Таможенного союза осуществляется на основе презумпции того, что такая мера (меры) применяется третьей страной в отношении отдельного товара или группы товаров. Признание эквивалентности может повлечь за собой иные меры, направленные на облегчение торговли, в том числе сокращение количества проверок или отбора проб товара для определения соответствия такого товара требованиям государства-импортера или исключение дополнительных проверок.

(Пункт дополнительно включен с 13 марта 2014 года решением Коллегии ЕЭК от 11 февраля 2014 года N 17; в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

11. Оценка риска понимается как оценка вероятности проникновения, укоренения или распространения вредителя или болезни на территории государства - импортера в соответствии с санитарными, ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами, которые могут быть применены, а также с ассоциированными потенциальными биологическими и экономическими последствиями; или оценкой потенциально неблагоприятных эффектов для здоровья человека или животного, вызванных наличием в пищевых продуктах, напитках или кормах добавок, контаминантов, токсинов или патогенных микроорганизмов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

12. Государства-члены должны обеспечить, чтобы санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры основывались на соответствующей оценке рисков жизни или здоровью человека, животного или растения, с учетом методик оценки риска, разработанных соответствующими международными организациями, включая Комиссию Кодекс Алиментариус, Всемирную организацию здравоохранения животных, а также соответствующими международными и региональными организациями, действующими в рамках Международной конвенции по карантину и защите растений.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 марта 2014 года решением Коллегии ЕЭК от 11 февраля 2014 года N 17; в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

12_1. При обосновании санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер государство-член может использовать оценку риска, проведенную другим государством-членом, третьей страной или международной организацией."

(Пункт дополнительно включен с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205)

13. В отношении оценки рисков государства-члены должны учитывать доступные научные данные, соответствующие методы производства и переработки, проведение соответствующих инспекций, методики отбора проб и испытаний, распространение отдельных видов болезней и вредителей, существование зон, свободных от вредителей или болезней, соответствующие экологические условия, условия окружающей среды, возможность карантина и других видов обработки.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

14. При оценке риска для жизни или здоровья человека, животных или растений и определении меры, которая должна быть применена для достижения необходимого уровня санитарной, ветеринарной или фитосанитарной защиты от такого риска, государства-члены должны учитывать соответствующие экономические факторы: потенциальный ущерб от снижения объема производства или продаж, в случае проникновения, укоренения или распространения какого-либо вредителя или заболевания, расходы по борьбе с ними или их искоренению на территории государств-членов, и относительное соотношение затрат и эффективности альтернативных подходов к ограничению рисков.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

15. При определении надлежащего уровня санитарной, ветеринарной или фитосанитарной защиты государства-члены должны принимать во внимание задачу минимизации негативного воздействия на торговлю.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

16. Государства-члены должны избегать спорных и необоснованных отличий уровней защиты, которые определяются в различных ситуациях, если такие отличия могут повлечь за собой дискриминацию или скрытые ограничения торговли, с целью достижения последовательности при применении концепции надлежащего уровня ветеринарной, санитарной или фитосанитарной защиты от рисков для жизни и здоровья человека, животных или растений.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2023 года решением Коллегии ЕЭК от 27 декабря 2022 года N 205. - См. предыдущую редакцию)

17. Настоящее Решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 8 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года, но не ранее даты присоединения первой из Сторон к Всемирной торговой организации.



Члены Комиссии Таможенного союза:

От Республики Беларусь
С.Румас

От Республики Казахстан
У.Шукеев

От Российской Федерации
И.Шувалов



Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена

АО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»