• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю

Проект N 321954-4
в третьем чтении


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации



Принят
Государственной Думой
22 ноября 2011 года

Статья 1


Внести в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4148; 2003, N 28, ст.2875; N 50, ст.4846; 2004, N 41, ст.3993; 2005, N 1, ст.17; N 25, ст.2425; 2006, N 1, ст.3, 17; N 17, ст.1782; N 27, ст.2881; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 31, ст.4009; N 43, ст.5084; N 46, ст.5553; N 48, ст.5812; 2008, N 30, ст.3597; 2009, N 19, ст.2281; N 29, ст.3582; N 52, ст.6418, 6427; 2011, N 1, ст.47; N 13, ст.1688; N 30, ст.4562) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) в абзаце первом пункта 1 слово "января" заменить словом "июля";

б) в абзаце первом пункта 2 слово "января" заменить словом "июля";

2) в статье 3:

а) в абзаце первом пункта 2 слова "января 2012" заменить словами "июля 2012";

б) в абзацах втором и третьем пункта 2_2 слово "января" заменить словом "июля";

в) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

"21. Собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.";

г) дополнить пунктом 22 следующего содержания:

"22. Заключенный до 1 января 2011 года для целей строительства, реконструкции объекта недвижимого имущества договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления в случае указанных в настоящем пункте существенного нарушения условий договора аренды такого земельного участка и (или) существенного изменения обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении.

Договор аренды такого земельного участка считается расторгнутым по истечении одного месяца со дня направления органом государственной власти или органом местного самоуправления уведомления о расторжении данного договора.

До истечения указанного месячного срока сторона по договору вправе направить в орган государственной власти или орган местного самоуправления письменные возражения по вопросу расторжения договора. В случае получения органом государственной власти или органом местного самоуправления указанных возражений до истечения указанного месячного срока договор считается расторгнутым со дня направления органом государственной власти или органом местного самоуправления уведомления о подтверждении ранее принятого решения о расторжении договора.

Существенным нарушением условий данного договора, по которому допускается его расторжение в одностороннем порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, является:

неисполнение обязательств по строительству, реконструкции объекта недвижимого имущества в срок, предусмотренный данным договором, или при отсутствии такого срока в данном договоре в срок, на который выдано разрешение на строительство, реконструкцию этого объекта, в случае, если строительная готовность объекта недвижимого имущества на последний день такого срока составляет менее чем сорок процентов общего объема его строительства, реконструкции, предусмотренного утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектной документацией;

отсутствие по истечении пяти лет со дня заключения данного договора разрешения на строительство, реконструкцию объекта недвижимого имущества, строительство которого предусмотрено данным договором, в случае, если в данном договоре не предусмотрен срок окончания строительства, реконструкции этого объекта.

Существенным изменением обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при заключении договора аренды земельного участка, по которому допускается его расторжение в одностороннем порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, является расторжение иного договора, заключенного с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием и предусматривающего строительство, реконструкцию объекта недвижимого имущества на таком земельном участке, арендованном в соответствии с данным договором. В этом случае договор аренды земельного участка считается расторгнутым со дня расторжения указанного договора, за исключением случаев, если продолжение действия договора аренды земельного участка предусмотрено в соглашении о расторжении указанного иного договора.

Расторжение договора аренды земельного участка в связи с иными существенными нарушениями условий данного договора и (или) существенным изменением обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.".

Статья 2


Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3594; 2001, N 11, ст.997; 2003, N 24, ст.2244; 2004, N 30, ст.3081; N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 1, ст.15, 22, 25, 40; N 50, ст.5244; 2006, N 1, ст.17; N 17, ст.1782; N 23, ст.2380; N 27, ст.2881; N 30, ст.3287; N 52, ст.5498; 2007, N 41, ст.4845; N 43, ст.5084; N 48, ст.5812; 2008, N 20, ст.2251; N 30, ст.3597; N 52, ст.6219; 2009, N 1, ст.14; N 29, ст.3611; N 52, ст.6410; 2010, N 15, ст.1756; N 25, ст.3070; 2011, N 1, ст.47; N 27, ст.3880; N 30, ст.4594) дополнить статьей 24_2 следующего содержания:

"Статья 24_2. Особенности государственной регистрации права собственности на отдельные объекты недвижимого имущества


Государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.".

Статья 3


Статью 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст.2331; 2002, N 19, ст.1794; 2003, N 46, ст.4437; 2004, N 30, ст.3089; N 35, ст.3607; 2006, N 19, ст.2062, 2067; N 29, ст.3122; 2007, N 50, ст.6237; 2008, N 30, ст.3616; N 49, ст.5723; 2010, N 50, ст.6600) дополнить пунктом 16 следующего содержания:

"16. Военнослужащими и уволенными с военной службы после 1 января 2005 года гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15_1 настоящего Федерального закона, за счет:

единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим-гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения;

собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения.

Размер единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим-гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения, порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, определяются Правительством Российской Федерации.".

Статья 4


Внести в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст.1096; 2011, N 30, ст.4596) следующие изменения:

1) статью 3 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24_2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.

Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется.";

2) статью 18:

а) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Договор, заключенный до 1 января 2011 года с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием и предусматривающий строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и расположенном в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием в случае указанных в настоящей статье существенного нарушения условий данного договора и (или) существенного изменения обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении.

Данный договор считается расторгнутым по истечении одного месяца со дня направления органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием уведомления о расторжении договора.

До истечения указанного месячного срока сторона по данному договору вправе направить в орган государственной власти или орган местного самоуправления письменные возражения по вопросу расторжения данного договора. В случае получения органом государственной власти или органом местного самоуправления этих возражений до истечения указанного месячного срока данный договор считается расторгнутым со дня направления органом государственной власти или органом местного самоуправления уведомления о подтверждении ранее принятого решения о расторжении данного договора.

Существенным нарушением условий данного договора, по которому допускается его расторжение в одностороннем порядке соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием, является:

неисполнение обязательств по строительству, реконструкции объекта недвижимого имущества в срок, предусмотренный данным договором или договором аренды соответствующего земельного участка, либо при отсутствии такого срока в данных договорах в срок, на который выдано разрешение на строительство, реконструкцию этого объекта, в случае, если строительная готовность объекта недвижимого имущества на последний день такого срока составляет менее чем сорок процентов общего объема его строительства, реконструкции, предусмотренного утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектной документацией;

отсутствие по истечении пяти лет со дня заключения данного договора разрешения на строительство, реконструкцию этого объекта недвижимого имущества в случае, если в данном договоре не предусмотрен срок окончания строительства, реконструкции этого объекта.

Существенным изменением обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при заключении договора, по которому допускается его расторжение в одностороннем порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием, является невозможность исполнения обязательств по осуществлению строительства, реконструкции объектов недвижимого имущества в связи с невозможностью предоставления земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в связи с наличием обременений земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимого имущества правами третьих лиц, препятствующих строительству, реконструкции объекта недвижимого имущества.

Расторжение данного договора в связи с иными существенными нарушениями его условий и (или) существенным изменением обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.";

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. В отношении обязательств, вытекающих из договора, заключенного до 1 января 2011 года с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием и предусматривающего строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и расположенном в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, в том числе при его расторжении, возмещение убытков, включая упущенную выгоду, сторонами данного договора не допускается. При его расторжении органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием в одностороннем порядке другим сторонам данного договора компенсируются документально подтвержденные прямые затраты на исполнение обязательств по нему, на сумму которых начисляются проценты в порядке, установленном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.".

Статья 5


В пункте 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2005, N 30, ст.3128; 2007, N 21, ст.2455; N 31, ст.4009; 2011, N 30, ст.4594) слово "Досрочное" заменить словами "Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное".

Статья 6


Внести в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 31, ст.4014; 2009, N 52, ст.6441) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 4_1 слова "января 2012" заменить словами "января 2015", дополнить словами ", за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности";

2) в части 2 статьи 4_2 слова "января 2012" заменить словами "января 2015";

3) в статье 4_4 слова "января 2012" заменить словами "января 2015".

Статья 7

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта "г" пункта 2 статьи 1, пункта 1 и подпункта "а" пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 1 и подпункт "а" пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 февраля 2012 года.

3. Подпункт "г" пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 апреля 2012 года.

4. Положения статьи 24_2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 3 статьи 3 и пунктов 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 22 статьи 3 Федерального закона от 25 ноября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на договоры, которые заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и обязательства сторон по которым не исполнены на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

5. Положения статьи 24_2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на договоры, которые заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и обязательства сторон по которым исполнены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но при этом права собственности на созданные в рамках исполнения данных договоров объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Президент
Российской Федерации
Д.Медведев

Официальный отзыв на проект федерального закона N 321954-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации Р.З.Алтынбаевым, С.Ю.Орловой, В.П.Орловым, О.Е.Пантелеевым, И.Н.Слюняевым, Н.П.Тулаевым, Г.Т.Хрипелем, Ю.К.Чаплиным, Н.П.Чуркиным



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" нормами, связанными с уточнением состава субъектов, наделенных правом распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Указанным Федеральным законом установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Такая формулировка исключает из числа субъектов распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления городских и сельских поселений.

В то же время предложенная законопроектом норма о возможности определения круга субъектов, обладающих полномочиями по распоряжению земельными участками, законами соответствующих субъектов Российской Федерации (абзац второй статьи 1 законопроекта) требует уточнения.

Предлагаемая законопроектом норма предполагает возможность передачи законами субъектов Российской Федерации полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления поселений.

Вместе с тем указанное положение законопроекта не предполагает обязательного установления единообразного порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Предлагаемая норма не исключает возможности передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по распоряжению указанными земельными участками как исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, так и органам местного самоуправления поселений на территории одного субъекта Российской Федерации, что может создать затруднения при определении субъекта, уполномоченного распоряжаться соответствующими земельными участками.

Кроме того, указанное положение законопроекта создает предпосылки к полному изъятию субъектами Российской Федерации полномочий у муниципальных образований по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по усмотрению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что не соответствует проводимой реформе местного самоуправления, в частности целям приближения местной власти к населению, эффективного решения местных хозяйственных и социальных вопросов.

В целях недопущения полного изъятия у муниципальных образований полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо дополнить законопроект положениями, допускающими передачу указанных полномочий органам государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях предоставления земельных участков для размещения объектов регионального значения в соответствии с документами территориального планирования.

Представляется целесообразным доработать абзац второй статьи 1 законопроекта, предусмотрев возможность передачи законами соответствующих субъектов Российской Федерации полномочий муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления поселений в границах этих поселений, а на межселенной территории и территории городских округов сохранить полномочия по распоряжению указанными земельными участками соответственно за органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

При этом абзац третий статьи 1 законопроекта считаем необходимым исключить.

Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта при условии его доработки до рассмотрения в первом чтении.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков


О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Название документа: О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Номер документа: 321954-4

Вид документа: Проект Федерального закона

Принявший орган: Государственная Дума

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 12 декабря 2011