ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 декабря 2011 года N АС-4-3/22569@

О регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков

____________________________________________________________________

В дополнение к настоящему письму см. письмо ФНС России от 13 января 2012 года N АС-4-2/135@; письмо ФНС России от 05.03.2012 N ЕД-4-3/3585@; письмо ФНС России от 12.04.2012 N ЕД-4-3/6166@.    

____________________________________________________________________     


В связи с предстоящим вступлением в силу Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" (далее - Закон N 321-ФЗ) Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

Для регистрации или изменения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы представляет в налоговый орган по месту нахождения организации - ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) заявление о регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и иные документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 25_3 или пунктом 5 статьи 25_4 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 321-ФЗ) (далее - Кодекс).

Указанные документы могут быть представлены ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в налоговый орган лично или направлены почтовым отправлением.

Если документы представлены лично ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, должностное лицо налогового органа на копии описи, прилагаемой к документам, проставляет отметку с указанием даты приема документов.

Проверка представленных документов осуществляется налоговым органом в течение одного месяца (при регистрации договора) и 10 дней (при изменении договора) со дня их представления в налоговый орган с использованием информационных ресурсов налоговых органов (в том числе ресурсов федерального уровня, например, ЕГРН), информации, полученной из общедоступных источников, и сведений, поступивших от территориальных налоговых органов.

Обстоятельства, при которых налоговый орган вправе отказать в регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, установлены в пункте 11 статьи 25_3 и пункте 7 статьи 25_4 Кодекса.

Отказ в регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков допускается в случае подписания документов не уполномоченными на это лицами, нарушения срока и полноты представления в налоговый орган документов для регистрации или изменения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, невыполнения условий, предусмотренных статьей 25_2 Кодекса, в отношении хотя бы одного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

В этой связи, налоговый орган обязан проверить своевременность представления документов ответственным участником консолидированный группы налогоплательщиков. Сроки представления указанных документов установлены пунктом 7 статьи 25_3 Кодекса и пунктом 3 статьи 3 Закона N 321-ФЗ (при регистрации договора) и пунктом 4 статьи 25_4 Кодекса (при изменении договора).

Кроме того, необходимо проверить соответствие объема, представленных документов, обязательному перечню, установленному в пункте 6 статьи 25_3 или пункте 5 статьи 25_4 Кодекса.

Следует учитывать, что все представленные документы должны быть заверены ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25_3 Кодекса к правоотношениям, основанным на договоре о создании консолидированной группы налогоплательщиков, применяется законодательство о налогах и сборах, а в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах, - гражданское законодательство Российской Федерации.

Из пункта 1 статьи 26 Кодекса следует, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

Пунктом 1 статьи 27 Кодекса установлено, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п.3 ст.29 Кодекса).

Таким образом, представителям организаций необходимо обладать соответствующими полномочиями для того, чтобы на законных основаниях подписать договор о создании консолидированной группы и указанные полномочия должны быть подтверждены документально.

Кроме того, налоговый орган обязан проверить соответствие организаций - сторон договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков условиям, предусмотренным статьей 25_2 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 25_2 Кодекса консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов. При этом создавать консолидированную группу налогоплательщиков имеют право только российские организации (п.1 ст.25_2 Кодекса).

Соблюдение данных условий может подтверждаться выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями учредительных документов, выпиской из реестров владельцев ценных бумаг, расчетом доли непосредственного и (или) косвенного участия, представляемого в налоговый орган ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Кроме того, организация - сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать ряду условий, перечисленных в пункте 3 статьи 25_2 Кодекса.

Так, указанная организация не должна находиться в процессе реорганизации или ликвидации и в отношении ее не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Соблюдение данных требований подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; справкой, составленной участником создаваемой консолидированной группы налогоплательщиков.

Кроме того, соблюдение указанных условий может быть проверено путем направления письменного запроса в территориальные налоговые органы по месту нахождения участников создаваемой консолидированной группы налогоплательщиков.

Помимо этого размер чистых активов указанной организации, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала.

Указанное условие подтверждается расчетом, составленным каждым участником создаваемой консолидированной группы налогоплательщиков на основании бухгалтерской отчетности с учетом требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. При этом в соответствии с разъяснениями Минфина России, изложенными в письме от 16.12.2011 N 03-03-10/118 (далее - Письмо Минфина от 16.12.2011), выполнение условия, подтверждающего превышение размера чистых активов организации размера ее уставного (складочного) капитала, определяется для консолидированной группы налогоплательщиков, создаваемой с 1 января 2012 года, на основании бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2011 года.

Согласно пункту 5 статьи 25_2 Кодекса организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, должны соответствовать следующим условиям:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 миллиардов рублей;

2) суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 100 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 300 миллиардов рублей.

Указанные условия подтверждаются документами, заверенными ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, в том числе копиями платежных поручений на уплату налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых (копиями решений налогового органа о проведении зачета по перечисленным выше налогам), бухгалтерскими балансами, отчетами о прибылях и убытках за предшествующий календарный год для каждого из участников группы (пп.3 п.6 ст.25_3 Кодекса).

Кроме того, соблюдение участниками создаваемой консолидированной группы налогоплательщиков условий, изложенных в подпункте 1 пункта 5 статьи 25_2 Кодекса, может быть проверено путем направления письменного запроса в территориальные налоговые органы по месту нахождения таких участников.

Необходимо учитывать, что при формировании совокупной суммы налогов для целей применения подпункта 1 пункта 5 статьи 25_2 Кодекса, с учетом нормы пункта 3 статьи 45 Кодекса, в сумму уплаченных налогов включаются:

поступления денежных средств в уплату по НДС, акцизам, налогу на прибыль организаций и НДПИ по расчетным документам, в которых показатель "Дата списания со счета плательщика" (поле 71) относится к календарному году, предшествующему году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, и зачисленные на соответствующие счета органов Федерального казначейства. Данные поступления учитываются независимо от того, относится ли уплаченный налог к категории излишне уплаченных либо излишне взысканных;

суммы налогов, не являющихся НДС, акцизами, налогом на прибыль организаций и НДПИ, зачтенных в порядке, предусмотренном статьями 78, 79 Кодекса в счет уплаты НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, по которым дата принятия решения о зачете приходится на соответствующий календарный год;

суммы НДС и акцизов, зачтенные в порядке, предусмотренном статьями 176, 176_1, 203 Кодекса в счет уплаты НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, по которым дата принятия решения о зачете приходится на вышеуказанный период.

Совокупная сумма налогов уменьшается на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, в отношении которых налоговым органом в порядке, предусмотренном статьями 78, 79 Кодекса, принято решение о возврате или решение о зачете в счет погашения задолженности по иным налогам (сборам).

Не участвуют в расчете совокупной суммы налогов:

суммы НДС, подлежащие возмещению, в отношении которых налоговым органом в порядке, предусмотренном статьями 176, 176_1 Кодекса, принято решение о возврате;

суммы акцизов, подлежащие возмещению, в отношении которых налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 203 Кодекса, принято решение о возврате.

Как указано в Письме Минфина от 16.12.2011, применительно к создаваемым с 1 января 2012 года консолидированным группам налогоплательщиков величина совокупной суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых определяется по результатам уплаты указанных сумм в течение 2011 года.

Суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов устанавливается по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2011 года.

Совокупная стоимость активов определяется по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2011 года.

В силу пункта 6 статьи 25_2 Кодекса участниками консолидированной группы налогоплательщиков не могут являться следующие организации:

1) организации, являющиеся резидентами особых экономических зон;

2) организации, применяющие специальные налоговые режимы;

3) банки, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются банками;

4) страховые организации, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются страховыми организациями;

5) негосударственные пенсионные фонды, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются негосударственными пенсионными фондами;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся банками, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не являющимися банками;

7) организации, являющиеся участниками иной консолидированной группы налогоплательщиков;

8) организации, не признаваемые налогоплательщиками налога на прибыль организаций, а также использующие право на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

9) организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса;

10) организации, являющиеся налогоплательщиками налога на игорный бизнес;

11) клиринговые организации.

Информация о том, что организация не является резидентом особой экономической зоны, может подтверждаться сведениями из реестра резидентов особых экономических зон, размещенными на официальном интернет-сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.

Информация о том, что организация соответствует условиям, изложенным в подпунктах 3-6, 11 пункта 6 статьи 25_2 Кодекса, может подтверждаться сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц об отсутствии или наличии у организации соответствующей лицензии, а также сведениями, размещенными на официальных интернет-сайтах Центрального банка Российской Федерации и Федеральной службы по финансовым рынкам.

При необходимости налоговый орган, осуществляющий регистрацию договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, направляет соответствующий запрос в вышеуказанные органы государственной власти.

При проверке соответствия участников создаваемых консолидированных групп налогоплательщиков критериям, изложенным в подпунктах 3-6, 11 пункта 6 статьи 25_2 Кодекса, необходимо учитывать следующее.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".

Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица, в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 4.1 Закона Российской Федерации от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", должно содержать указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо "страхование" и (или) "перестрахование", либо "взаимное страхование", либо "страховой брокер", а также производных от таких слов и словосочетаний.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 07.05.98 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" устав негосударственного пенсионного фонда должен содержать полное и сокращенное наименования фонда, причем в наименование должны быть включены слова "негосударственный пенсионный фонд".

С целью проверки соответствия участников создаваемых консолидированных групп налогоплательщиков критериям, изложенным в подпунктах 2, 7-9 пункта 6 статьи 25_2 Кодекса, налоговому органу, осуществляющему регистрацию договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, необходимо направить соответствующие запросы в налоговые органы по месту учета данных налогоплательщиков.

Информацию о том, что организация не является налогоплательщиком налога на игорный бизнес, следует проверять с использованием сведений, содержащихся в базах данных ЕГРН.

Указанные в настоящем письме запросы в территориальные налоговые органы по месту нахождения организаций - сторон договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должны быть направлены налоговым органом, осуществляющим регистрацию договора или соглашения об изменении договора, в течение трех рабочих дней со дня поступления документов в налоговый орган. Копии указанных запросов направляются в Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, которые контролируют исполнение подведомственными территориальными налоговыми органами запросов налоговых органов, осуществляющих регистрацию договора или соглашения об изменении договора. Исполнение запросов и проверка их Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации осуществляется в течение семи рабочих дней со дня получения запросов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»