УТВЕРЖДАЮ
Президент
Российской Федерации
Д.Медведев
от 1 апреля 2012 года Пр-804



Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года

I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются государственные интересы, главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области авиационной, деятельности, а также основные меры государственного регулирования в данной сфере.

2. Настоящие Основы конкретизируют и развивают положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военной доктрины Российской Федерации и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в области авиационной деятельности.

3. Правовой базой настоящих Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принятые Российской Федерацией международные обязательства в области авиационной деятельности.

4. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Президент Российской Федерации.

     

II. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности

5. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности определяются:

а) возрастающим значением авиации для решения оборонных, военно-политических и социально-экономических задач, развития науки, техники и технологий;

б) ростом потребностей в воздушных перевозках пассажиров и грузов, особенно в отдаленных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, на долю которых приходится около половины территории страны;

в) ведущей ролью авиационной промышленности, как одной из наиболее наукоемких и технологически сложных отраслей, в решении задач модернизации экономики и перевода ее на инновационный путь развития.

6. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности формируются с учетом:

а) роста влияния авиации на соотношение сил в мире, на сохранение стратегической стабильности, на ход и результат войн и вооруженных конфликтов;

б) участия в мировых интеграционных процессах, развития международного разделения труда, а также обострения конкурентной борьбы между странами, авиастроительными и авиатранспортными компаниями на мировых рынках авиационной техники и авиационных услуг;

в) необходимости предотвращения угроз террористического характера в отношении воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры;

г) повышения требований к качеству авиационной техники и предоставлению авиационных услуг;

д) развития авиационной науки и инновационных технологий, а также возможного их применения в других отраслях промышленности;

е) необходимости поддержания суверенитета страны за счет дальнейшего развития военного и гражданского секторов авиационной промышленности.

7. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности предусматривают:

а) сохранение за Российской Федерацией статуса мировой авиационной державы;

б) обновление парка воздушных судов гражданской авиации и развитие сети воздушных сообщений для обеспечения транспортной доступности всей территории Российской Федерации;

в) поддержание научно-исследовательского, технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективную авиационную деятельность в Российской Федерации;

г) наращивание боевого потенциала государственной авиации в соответствии с требованиями обеспечения обороноспособности страны;

д) поддержание качества отечественной авиационной техники на уровне, обеспечивающем ее конкурентоспособность на мировом рынке;

е) развитие международного сотрудничества и расширение присутствия отечественных авиационных организаций на внутреннем и внешнем рынках авиационной техники и авиационных услуг.

8. Для реализации и защиты своих государственных интересов Российская Федерация должна обладать соответствующим авиационным потенциалом.

Наличие мощного авиационного потенциала и рациональное его использование являются для Российской Федерации объективной необходимостью, одним из важнейших условий обеспечения ее безопасности, социально-экономического и инновационного развития.

Опираясь на этот потенциал, Российская Федерация может ускорить развитие своей экономики, укрепить оборонную мощь, обеспечить эффективное развитие науки, техники, социальной сферы.

Основу авиационного потенциала Российской Федерации составляют:

а) государственная авиация;

б) гражданская авиация;

в) экспериментальная авиация;

г) авиационная промышленность;

д) авиационная инфраструктура и техника;

е) единая система организации воздушного движения, федеральная система разведки и контроля воздушного пространства и другие информационные системы, обеспечивающие авиационную деятельность;

ж) образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов в области авиации;

з) профессионально подготовленные кадры.

9. Основой государственной авиации является военная авиация.

     

III. Главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности

10. Главными целями государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности являются:

а) реализация и защита государственных интересов Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

б) укрепление и эффективное использование авиационного потенциала в Российской Федерации;

в) обеспечение устойчивого инновационного развития российской авиационной промышленности и воздушного транспорта;

г) обеспечение высокого уровня и стабильного развития рынка авиационных работ и услуг для нужд экономики и населения страны;

д) укрепление позиций Российской Федерации на мировом рынке авиационной техники и авиационных услуг;

е) повышение авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов с учетом требований международных стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО);

ж) выполнение требований по охране окружающей среды, в том числе снижение выбросов парниковых газов в сфере деятельности гражданской авиации.

11. Государственная политика Российской Федерации в области авиационной деятельности основывается на следующих основных принципах:

а) соблюдение государственных интересов Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации и принятых Российской Федерацией международных обязательств в области авиационной деятельности;

б) применение эффективных методов планирования и реализации мер государственного регулирования авиационной деятельности;

в) динамичное и сбалансированное инновационное развитие научно-технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов, обеспечивающих авиационную деятельность, на основе передовых достижений науки, техники, информационных и управленческих технологий;

г) взаимовыгодное партнерство российских авиационных организаций, участвующих в международных проектах по созданию авиационной техники и предоставлению авиационных услуг;

д) совершенствование системы государственного регулирования и контроля безопасности полетов государственной, гражданской и экспериментальной авиации в целях существенного сокращения количества авиационных происшествий.

12. Приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности являются:

а) повышение эффективности реализации принимаемых мер государственного регулирования в области развития авиации;

б) развитие государственной авиации в соответствии с задачами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов по обеспечению безопасности, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

в) обеспечение высокого технического уровня и боевой эффективности новых образцов авиационной техники и вооружения;

г) развитие гражданской авиации на основе перспективных отечественных технологий и совместных разработок в рамках международной кооперации;

д) привлечение инвестиций в целях развития авиационной промышленности, создания опережающего научно-технического задела по технологиям, обеспечивающим разработку принципиально новых конкурентоспособных образцов авиационной техники;

е) внедрение передовых достижений науки, техники и прорывных технологий в экспериментальные разработки авиационной промышленности;

ж) развитие аэродромных и аэропортовых комплексов;

з) совершенствование функциональной и организационно-управленческой структуры государственного сектора авиационной науки, развитие научно-технического и конструкторского потенциала организаций - разработчиков авиационной техники;

и) развитие и модернизация авиационной транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения, Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, системы метеорологического обеспечения и единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации;

к) развитие образовательных учреждений и организаций по подготовке и повышению квалификации авиационных специалистов;

л) повышение уровня безопасности полетов государственной, гражданской и экспериментальной авиации;

м) усиление конкурентоспособности российских авиационных организаций на мировом рынке авиационной техники и авиационных услуг;

н) содействие взаимовыгодному партнерству российских и иностранных авиационных организаций в деятельности по созданию совместных предприятий;

о) осуществление мер по исключению критической зависимости Российской Федерации от зарубежных стран в области авиационной деятельности.

     

IV. Основные меры государственного регулирования в области авиационной деятельности

13. Основными мерами государственного регулирования в области авиационной деятельности являются:

а) в области государственной авиации:

поддержание боеспособности авиационных группировок за счет повышения уровня подготовки авиационного персонала, обновления современными образцами авиационной техники и вооружения, обеспечения высокой степени их исправности и расширения условий применения;

совершенствование авиационной техники за счет модернизации и создания образцов нового поколения, превосходящих по своим боевым возможностям лучшие зарубежные аналоги;

своевременное переоснащение новыми авиационными комплексами группировок войск (сил) на стратегических направлениях;

оснащение группировки авиаций перспективными беспилотными авиационными комплексами и воздухоплавательной техникой различного назначения;

модернизация материально-технической базы аэродромов государственной авиации и аэродромов совместного базирования;

осуществление гарантированного бюджетного финансирования государственного оборонного заказа на разработку и закупку авиационной техники и вооружения в объемах, соответствующих возлагаемым на государственную авиацию задачам;

создание единой автоматизированной системы управления, связи и радиотехнического обеспечения полетов государственной авиации на основе передовых информационных технологий;

обеспечение контроля воздушной обстановки в ближней морской и экономической зонах Российской Федерации, а также на малых и предельно малых высотах воздушного пространства государственной границы Российской Федерации;

реорганизация системы заказов в интересах проведения единой технической политики в области государственной авиации, максимальной унификации авиационной техники и средств ее обслуживания и ремонта;

развитие системы материально-технического и тылового обеспечения государственной авиации;

сохранение приоритета закупок российской авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа и обеспечение уровня прибыли при ее изготовлении, достаточного для развития производственного потенциала авиационной промышленности;

развитие, модернизация и обеспечение надлежащей численности группировки государственной авиации гражданского назначения, прежде всего санитарной авиации, и авиационной техники, предназначенной для пожаротушения;

б) в области гражданской авиации:

стимулирование, в том числе экономическое, заинтересованности авиационных компаний в использовании отечественных воздушных судов;

повышение авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации;

развитие региональных и местных воздушных линий, прежде всего в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и приравненных к ним труднодоступных регионах;

разделение авиационных организаций на независимые хозяйствующие субъекты - авиационные компании и аэропорты;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»