Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"


Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" (далее - законопроект)" направлен на совершенствование действующего гражданского законодательства, регулирующего правовое положение граждан-должников.

Увеличение объема кредитования населения Российской Федерации и рост объема просроченной задолженности по кредитам обусловили необходимость адекватного законодательного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) гражданина.

В настоящее время выполнение задачи обеспечения развития рынка кредитования населения значительным образом осложнено негативными ожиданиями потребителей. В результате исполнительного производства гражданин-должник остается с минимумом имущества, что отнюдь не стимулирует деловую активность населения, а наоборот снижает покупательскую способность.

C другой стороны, действующее законодательство не отвечает интересам кредиторов, ограничивая их в возможности нормальными правовыми средствами взыскать по долгам гражданина-должника. Единственная возможность для банка взыскать долги с неплатежеспособного заемщика - это исполнительное производство, суть которого заключается в обращении взыскания на имущество гражданина судебными приставами-исполнителями по требованию первого кредитора, обратившегося в суд с таким требованием. При этом кредиторы, не успевшие предъявить свои требования по причине отсутствия у них информации об исполнительном производстве или длительности рассмотрения в суде их требований, не имеют возможности удовлетворить свои требования. Это увеличивает издержки кредиторов в связи с необходимостью постоянного мониторинга за финансовым состоянием должника, стимулирует кредиторов, в том числе кредитные организации, к использованию полукриминальных способов взыскания долгов, что также увеличивает расходы на обслуживание кредитов и, соответственно, процентную ставку. Наконец, если имущества гражданина недостаточно, банку выгоднее не забирать у должника последнее имущество, фиксируя в отчетности дефолт по выданному кредиту, а помочь должнику сохранить имущественный и социальный статус с реструктуризацией выплат по кредиту.

В связи с этим на данном этапе развития рыночных отношений представляется целесообразным законодательное закрепление возможности реструктуризации задолженности и восстановления платежеспособности должника.

Мировая практика регулирования процедур банкротства исходит из признания института «потребительского банкротства» благом для добросовестного гражданина, поскольку позволяет ему в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество.

В настоящее время вопросы банкротства гражданина регулируются статьей 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности). При этом статьей 231 Закона о несостоятельности предусматривается, что положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

Данный законопроект направлен на устранение вышеуказанного пробела в нормативно-правовом регулировании и предусматривает:

- возможность проведения реструктуризации долгов, в ходе которой утверждается план реструктуризации либо должник признается банкротом (в случае непредставления в арбитражный суд плана реструктуризации долгов или его отмены, а также если в утверждении такого плана отказано);

- возможность заключения мирового соглашения с кредиторами с целью прекращения производства по делу о банкротстве;

- обязательную публикацию сведений в деле о банкротстве гражданина-должника только в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, без опубликования в газете;

- проведение реструктуризации долгов самим должником, либо арбитражным управляющим по инициативе должника или кредиторов (в данном случае вознаграждение арбитражного управляющего, расходы на привлечение лиц, обеспечивающих его деятельность, осуществляются за счет средств должника, или кредиторов).

Принятие законопроекта позволит должнику, оказавшемуся в сложном положении, с учетом имеющихся доходов либо доходов полученных в будущем распланировать исполнение обязательств перед кредиторами и в результате восстановить платежеспособность; снизить риски и расходы кредиторов в связи со сложностью взыскания долгов, а также сократить расходы на администрирование банкротства гражданина.

В частности, законопроект предусматривает право подачи должником заявления в арбитражный суд в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей и обязанность подачи такого заявления, в случае если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) обязательств в полном объеме перед другими кредиторами.

Законопроект предусматривает возможность для кредиторов при неплатежеспособности должника подать в арбитражный суд заявление о признании гражданина-должника несостоятельным (банкротом) с особенностями, вытекающими из существа правоотношений кредиторов с должником - физическим лицом.

Если не будет доказано иное, предполагается, что должник является не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем пятьдесят тысяч рублей (ранее - десять тысяч рублей) и указанные требования не исполнены им в течение трех месяцев.

По результатам проверки обоснованности заявления о банкротстве суд вводит в отношении должника-гражданина реструктуризацию долгов.

Введение данной процедуры означает приостановление взыскания по исполнительным документам, что отвечает международным принципам урегулирования потребительской задолженности, заключающимся в предоставлении должнику времени для изыскания наиболее приемлемых вариантов дальнейших расчетов с кредиторами ("мораторий на предъявление требований к должнику").

В ходе реструктуризации долгов не позднее десяти дней с даты истечения двухмесячного срока опубликования сообщения о введении реструктуризации долгов должник вправе направить финансовому управляющему (в случае его утверждения), конкурсным кредиторам и уполномоченным органам план реструктуризации долгов.

Законопроектом сформулированы две группы основных требований, с учетом которых осуществляется разработка плана реструктуризации долгов: требования к должнику, рассчитывающему на утверждение плана, и требования к самому плану, касающиеся его содержания.

План реструктуризации долгов может быть представлен гражданином-должником, соответствующим следующим требованиям:

гражданин имеет постоянный доход на дату представления плана;

не имеет неснятой или непогашенной судимости за умышленные преступления в сфере экономики и не привлекался в течение трех лет до принятия заявления о банкротстве к административной ответственности за хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство;

не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов;

в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов, в отношении гражданина не утверждался план реструктуризации долгов.

Указанные требования являются стандартными для законодательства многих зарубежных государств и призваны обеспечить определенные гарантии добросовестности претендента на реструктуризацию долгов для кредиторов и арбитражного суда.

Аналогичные цели преследуют и установленные законопроектом требования к содержанию и процедуре утверждения плана реструктуризации долгов. План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках погашения требований всех кредиторов в денежной форме и согласовывается должником с большинством кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Согласованный план реструктуризации долгов утверждается арбитражным судом после удовлетворения должником требований по текущим обязательствам и погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди. Вместе с тем законопроектом предусмотрена возможность утвердить план реструктуризации долгов и при отсутствии согласия кредиторов, если его реализация позволяет полностью удовлетворить требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, а также удовлетворить иные требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем они могли бы получить в результате немедленной реализации имущества должника и распределении его среднемесячного дохода за шесть месяцев.