Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 31 августа 2012 года N ЕД-4-3/14489


О согласовании проекта ответа



Федеральная налоговая служба, рассмотрев представленный на согласование письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25.07.2012 N 03-11-09/58 проект ответа, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" редакция подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса была изменена.

Применение данного специального режима налогообложения законодатель связал не с эксплуатацией транспортных средств, а с правом собственности или иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) на транспортные средства.

На это обратил внимание и Конституционный Суд Российской Федерации, отметив в определении от 25.02.2010 N 295-О-О, что законодатель принципиально изменил подход к учету транспортных средств, следствием чего явилось облегчение их подсчета и оптимизация налогового контроля в данной сфере.

Таким образом, определяющим критерием для перевода налогоплательщика на систему налогообложения в виде ЕНВД является количество транспортных средств, изначально находящихся у него в наличии.

Согласно норме Кодекса данное количество транспортных средств не может превышать 20-ти единиц. При этом применение ЕНВД в отношении услуг по перевозке грузов не ставится в зависимость от эксплуатационного состояния транспортных средств.

Статьей 346.27 Кодекса транспортные средства определены как автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств (не более 20 единиц), предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга, в целях осуществления данной предпринимательской деятельности.

В результате, при определении количества транспортных средств, как критерия для применения ЕНВД, в число автотранспортных средств включаются автотранспортные средства, находящиеся у налогоплательщиков на балансе либо на праве аренды, независимо от их эксплуатационного состояния, т.е. как используемые в хозяйственной деятельности, так и находящиеся на техническом осмотре или на ремонте в течение налогового периода.

Учитывая изложенное, ФНС России не находит оснований для согласования проекта ответа на обращение.

Обращаем внимание, что предложенный Минфином России подход к учету транспортных средств, в целях перевода налогоплательщиков на специальный (льготный) налоговый режим в виде ЕНВД, позволит недобросовестным налогоплательщикам, имеющим на балансе большое количество транспортных средств (значительно превышающее 20 единиц), манипулировать ими, выводя их под различными предлогами (например, использование для хозяйственных нужд) из количества транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке, и минимизировать тем самым налоговые платежи.

ФНС России просит учесть позицию Федеральной налоговой службы по данному вопросу при подготовке ответа на обращение, принимая во внимание отсутствие у налоговых органов действенных механизмов налогового контроля за правомерностью применения налогоплательщиками, оказывающими услуги по перевозке пассажиров и грузов, режима налогообложения в виде ЕНВД.

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса
Д.В.Егоров




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»