ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; N 30, ст.3128; 2006, N 1, ст.21; N 23, ст.2380; N 31, ст.3442; N 50, ст.5279; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.21; N 21, ст.2455; N 31, ст.4012; N 45, ст.5417; N 46, ст.5553; N 50, ст.6237; 2008, N 20, ст.2251, 2260; N 29, ст.3418; N 30, ст.3604, 3616; N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3601; N 48, ст.5711; N 52, ст.6419; 2010, N 31, ст.4209; N 48, ст.6246; N 49, ст.6410; 2011, N 13, ст.1688; N 17, ст.2310; N 27, ст.3880; N 29, ст.4281; N 29, ст.4291; N 30, ст.4563, 4572, 4590, 4591, 4594, 4605) следующие изменения:
1) статью 6 дополнить пунктами 7_2, 7_3 следующего содержания:
"7_2) установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства;
7_3) определение требований к программам развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы развития жилищного строительства) и к программам развития жилищного строительства муниципальных образований (далее - муниципальные программы развития жилищного строительства);";
2) статью 7 дополнить пунктами 5-7 следующего содержания:
"5) утверждение региональных программ развития жилищного строительства;
6) утверждение перечня муниципальных образований, разрабатывающих муниципальные программы развития жилищного строительства;
7) установление дополнительных требований к региональным и муниципальным программам развития жилищного строительства, не предусмотренных настоящим Кодексом.";
3) в статье 8:
а) часть 1 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) подготовка и утверждение муниципальных программ развития жилищного строительства поселений.";
б) часть 2 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) подготовка и утверждение муниципальных программ развития жилищного строительства муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях).";
в) часть 3 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8) подготовка и утверждение муниципальных программ развития жилищного строительства городских округов.";
4) в статье 8_1 часть 1 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3) реализацией региональных и муниципальных программ развития жилищного строительства.";
5) в статье 26:
а) часть 1 дополнить пунктом 2_1 следующего содержания:
"2_1) утверждения региональных и муниципальных программ развития жилищного строительства;";
б) часть 3 дополнить словами ", а также региональными программами развития жилищного строительства.";
в) часть 4 дополнить словами ", а также муниципальными программами развития жилищного строительства муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях).";
г) часть 5 дополнить словами ", а также муниципальными программами развития жилищного строительства поселений, городских округов.";
д) дополнить частями 8-11 следующего содержания:
"8. Региональные и муниципальные программы развития жилищного строительства, предусмотренные частями 3-5 настоящей статьи, должны соответствовать утвержденным документам территориального планирования и подлежат принятию в срок не позднее пяти месяцев с даты утверждения документов территориального планирования.
9. В случае отсутствия документов территориального планирования субъекта Российской Федерации региональная программа развития жилищного строительства, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, разрабатывается на основании документов территориального планирования муниципальных образований, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, а при их отсутствии - проектов планировки территорий, в границах которых расположены земельные участки, которые могут быть включены в сводный адресный перечень земельных участков, предусмотренный пунктом 4 части 2 статьи 26_1 настоящего Кодекса, либо на основании документов, в соответствии с которыми в отношении таких земельных участков были установлены виды разрешенного использования, предусматривающие жилищное строительство, в том числе комплексное освоение в целях жилищного строительства.
10. В случае отсутствия документов территориального планирования муниципального образования, предусмотренных частями 4, 5 настоящей статьи, муниципальная программа развития жилищного строительства разрабатывается на основании проектов планировки территорий, в границах которых расположены земельные участки, которые могут быть включены в сводный адресный перечень земельных участков, предусмотренный пунктом 4 части 2 статьи 26_1 настоящего Кодекса, либо на основании документов, в соответствии с которыми в отношении таких земельных участков были установлены виды разрешенного использования, предусматривающие жилищное строительство, в том числе комплексное освоение в целях жилищного строительства.
11. В случае если региональные и муниципальные программы развития жилищного строительства приняты до утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, такие программы в двухмесячный срок с даты утверждения указанных документов территориального планирования подлежат приведению в соответствие с ними.";
6) дополнить статьями 26_1-26_4 следующего содержания:
"Статья 26_1. Общие положения о региональных и муниципальных программах развития жилищного строительства
1. Региональные и муниципальные программы развития жилищного строительства разрабатываются на срок, не превышающий срок действия документов территориального планирования, но не менее чем на 5 лет.
2. Региональная программа развития жилищного строительства включает в себя:
1) материалы, содержащие оценку фактического состояния развития жилищного строительства в субъекте Российской Федерации, в том числе сведения о:
- реализации прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
- реализации документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, иных документов, подлежащих принятию органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом;
- реализации схем и программ развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации и инвестиционных программ электросетевых организаций;
- реализации схем и программ газификации субъекта Российской Федерации;
- реализации государственных и муниципальных программ развития ипотечного жилищного кредитования, иных мероприятий, направленных на обеспечение граждан жилыми помещениями;
2) муниципальные программы развития жилищного строительства в составе сведений, предусмотренных пунктами 2-4 части 5 настоящей статьи;
3) сведения о финансировании планируемых мероприятий программы развития жилищного строительства за счет средств местных бюджетов, бюджета субъекта Российской Федерации, средств, предусмотренных инвестиционными программами организаций коммунального комплекса, электросетевых и газоснабжающих организаций, иных источников, включая средства кредитных и финансовых организаций;
4) ежегодный сводный адресный перечень земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации и предназначенных для жилищного строительства (далее соответственно - сводный адресный перечень, проекты жилищного строительства):
а) находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их предоставления в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры (далее - объекты инфраструктуры) в периоде, на который разрабатывается региональная программа развития жилищного строительства;
б) предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (в том числе в рамках заключенных в соответствии с настоящим Кодексом договоров о развитии застроенных территорий), включая земельные участки, находящиеся в частной собственности (расположенные в границах населенных пунктов и имеющие вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, в том числе комплексное освоение в целях жилищного строительства).
3. В отношении каждого земельного участка, включенного в сводный адресный перечень на основании подпункта "а" пункта 4 части 2 настоящей статьи, устанавливаются:
- параметры и характеристики планируемого развития территории, требования к плотности и параметрам застройки территории, характеристикам развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории;
- минимальный объем осуществления жилищного строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, тип жилой застройки, иные планируемые технико-экономические показатели жилищного строительства, планируемые мероприятия по созданию объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а также технические условия, предусмотренные частью 9 статьи 48 настоящего Кодекса.
4. В отношении каждого земельного участка, включенного в сводный адресный перечень на основании подпункта "б" пункта 4 части 2 настоящей статьи, указываются сведения о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительными регламентами, общем объеме и сроках окончания строительства, информация о планируемых мероприятиях по созданию объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а также информация, предусмотренная частью 9 статьи 48 настоящего Кодекса.
5. Муниципальная программа развития жилищного строительства включает в себя:
1) материалы, содержащие оценку фактического состояния развития жилищного строительства в муниципальном образовании, в том числе сведения о:
- реализации прогноза социально-экономического развития муниципального образования;
- реализации документов территориального планирования муниципального образования, проектов планировки территорий в границах муниципального образования, градостроительных планов земельных участков в границах муниципального образования, правил землепользования и застройки муниципального образования, иных документов, подлежащих принятию в муниципальном образовании в соответствии с настоящим Кодексом;
- реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, теплоснабжение (далее - организации коммунального комплекса);
- реализации государственных и иных программ развития ипотечного жилищного кредитования, иных мероприятий, направленных на обеспечение граждан жилыми помещениями;
2) материалы о планируемых мероприятиях, содержащие в том числе:
- перечень планируемых мероприятий;
- целевые показатели по объему жилищного строительства (вводу в эксплуатацию объектов жилищного строительства) в каждом году в пределах планового периода, на который разрабатывается муниципальная программа развития жилищного строительства;
- расчет потребности в объектах инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры;
- расчет площади земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах муниципального образования, для их предоставления для жилищного строительства и строительства объектов инфраструктуры в плановом периоде, на который разрабатывается муниципальная программа развития жилищного строительства;
3) сведения о размере и источниках финансирования планируемых мероприятий за счет средств местного бюджета, субсидий, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, средств, предусмотренных инвестиционными программами организаций коммунального комплекса, электросетевых и газоснабжающих организаций, иных источников, включая средства кредитных и финансовых организаций;
4) ежегодный адресный перечень земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и расположенных в границах муниципального образования, а также государственной неразграниченной собственности, для их предоставления для жилищного строительства и строительства объектов инфраструктуры в плановом периоде, на который разрабатывается муниципальная программа развития жилищного строительства (далее - адресный перечень);
5) адресный перечень земельных участков, предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации из земель, находящихся муниципальной или в государственной неразграниченной собственности, для жилищного строительства (в том числе в рамках заключенных в соответствии с настоящим Кодексом договоров о развитии застроенных территорий), включая земельные участки, находящиеся в частной собственности (расположенные в границах населенных пунктов и имеющие вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, в том числе комплексное освоение в целях жилищного строительства), обеспечивающих ввод объектов жилищного строительства в плановом периоде, на который разрабатывается муниципальная программа развития жилищного строительства.
6. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к региональным и муниципальным программам развития жилищного строительства.
Статья 26_2. Порядок разработки и утверждения региональных и муниципальных программ развития жилищного строительства
1. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на подготовку региональной программы развития жилищного строительства (далее - уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации), в срок до 1 июня текущего года по предложениям муниципальных образований формирует перечень муниципальных образований, перспективных для развития жилищного строительства, расположенных в границах субъекта Российской Федерации и разрабатывающих муниципальные программы развития жилищного строительства. Перечень таких муниципальных образований до 15 июня текущего года подлежит утверждению уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и опубликованию на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее пяти рабочих дней с даты его утверждения.
2. Орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку муниципальной программы развития жилищного строительства (далее -уполномоченный орган местного самоуправления), в срок до 15 июля текущего года разрабатывает проект муниципальной программы развития жилищного строительства либо проект изменений такой программы в составе сведений, представляемых в органы государственной власти субъекта Российской Федерации для формирования региональной программы развития жилищного строительства в соответствии с частью 2 статьи 26_1 настоящего Кодекса.
3. Глава муниципального образования, включенного в перечень муниципальных образований, указанный в части 1 настоящей статьи, в срок до 15 августа текущего года направляет проект муниципальной программы развития жилищного строительства в составе сведений, предусмотренных в части 5 статьи 26_1 настоящего Кодекса, либо проект изменений такой программы в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях, когда финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
4. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение тридцати дней рассматривает проект муниципальной программы развития жилищного строительства либо проект изменений такой программы и направляет заключение по проекту.
5. При подготовке в соответствии с частью 4 настоящей статьи заключения по проекту муниципальной программы развития жилищного строительства согласованию подлежат мероприятия программы, осуществляемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в части объема финансирования. Иные вопросы, кроме указанных в настоящей части, не могут рассматриваться при согласовании проекта муниципальной программы развития жилищного строительства.
6. В случае если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, от уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в адрес главы муниципального образования, направившего проект муниципальной программы развития жилищного строительства либо проект изменений такой программы, не поступило заключение об отказе в таком согласовании, проект считается согласованным.
7. Согласованный в соответствии с частями 5-6 настоящей статьи проект муниципальной программы развития жилищного строительства либо проект изменений такой программы в срок до 1 октября текущего года подлежит утверждению главой муниципального образования с размещением указанной программы и нормативного правового акта об ее утверждении на официальном сайте субъекта Российской Федерации и на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".