Недействующий

О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Проект) разработан в соответствии с пунктом 11 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" от 15.05.2012 N ДМ-П9-2778, пунктом 9 плана мероприятий ("дорожной карты") "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 N 1487-р.

Проект направлен на систематизацию правового регулирования отношений, возникающих при реализации проектов жилищного строительства в Российской Федерации, начиная с вопросов планирования органами местного самоуправления жилищного строительства на территориях муниципальных образований при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов жилищного строительства и объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры (далее - объекты инфраструктуры), обеспечивающих функционирование объектов жилищного строительства.

Проектом предлагается дополнить Градостроительный кодекс Российской Федерации следующими нормами:

- о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по подготовке и утверждению региональных и муниципальных программ развития жилищного строительства;

- о порядке разработки, утверждения и реализации региональных и муниципальных программ развития жилищного строительства;

- о взаимодействии участников реализации проектов жилищного строительства, в том числе при обеспечении подключения объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и технологического присоединения объектов к сетям электроснабжения.

Проектом предлагается установить, что мероприятия региональных и муниципальных программ развития жилищного строительства разрабатываются на основании оценки фактического состояния жилищного строительства в регионе, а также на основании анализа документов территориального планирования, схем и программ развития электроэнергетики, схем и программ газификации, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, иных документов стратегического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Основой муниципальных программ развития жилищного строительства является адресный перечень земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены для жилищного строительства и размещения объектов инфраструктуры (далее - адресный перечень). Муниципальные программы развития жилищного строительства должны содержать расчеты минимального объема строительства жилья на каждом земельном участке, включенном в адресный перечень, потребность в строительстве, реконструкции объектов инфраструктуры, сроки выполнения таких мероприятий, в том числе за счет инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также источники финансирования мероприятий муниципальных программ развития жилищного строительства.

Муниципальные программы развития жилищного строительства разрабатываются муниципальными образованиями, включенными в перечень, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и составляют основу для формирования региональных программ развития жилищного строительства и сводного адресного перечня земельных участков, в отношении которых планируется реализация проектов жилищного строительства. Региональные программы развития жилищного строительства формируются одновременно с бюджетом субъекта Российской Федерации. Мероприятия региональных программ развития жилищного строительства являются основанием для уточнения мероприятий инвестиционных программ субъектов естественных монополий.

В целях реализации региональных и муниципальных программ развития жилищного строительства уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с администрацией муниципального образования, в границах которого расположен земельный участок, не позднее чем за 30 дней до предоставления земельного участка в целях жилищного строительства утверждает план мероприятий по освоению такого земельного участка. В план освоения земельного участка включаются мероприятия, осуществляемые участниками проекта жилищного строительства на каждом этапе его реализации: от формирования земельного участка до ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства, объектов инфраструктуры и обустройства территорий общего пользования.

Следует отметить, что отсутствие региональных и муниципальных программ развития жилищного строительства не является основанием для отказа от принятия органами государственной власти, органами местного самоуправления решений по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе о предоставлении таких земельных участков физическим и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, предлагается внести изменения в статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части сокращения сроков принятия органами местного самоуправления решений о разработке документации по планировке территории и сроков рассмотрения такой документации.

Изменения, предлагаемые в статью 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлены на включение в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности сведений о региональных и муниципальных программах развития жилищного строительства, адресных перечней земельных участков, предназначенных для реализации проектов жилищного строительства, а также планов мероприятий по освоению земельных участков, включенных в адресные перечни.

Предлагаемые меры, а также размещение указанных сведений на официальных сайтах субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" позволят информировать граждан и юридических лиц о планируемых проектах жилищного строительства, реализуемых на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также повысить ответственность всех участников таких проектов за соблюдение сроков строительства и ввода объектов жилищного строительства в эксплуатацию.

Одновременно Проектом предлагается внести в Земельный кодекс Российской Федерации ряд изменений, направленных на совершенствование порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства.

В частности, предлагается предоставить возможность передавать земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и предназначенные для строительства объектов инфраструктуры, арендатору по договору безвозмездного срочного пользования с последующей передачей указанных объектов в государственную или муниципальную собственность либо эксплуатирующим организациям.

Кроме того, предлагается установить обязанность включать в извещение о проведении аукциона минимальные объемы жилищного строительства (требования к параметрам и характеристикам планируемого развития территории, иным технико-экономическим показателям строительства), в соответствии с которыми рассчитываются объемы водо-, энерго-, газопотребления, потребления иных ресурсов, а также максимальный срок подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Предлагается также установить возможность введения квалификационных требований к участникам аукционов, предусмотренных статьями 38_1, 38_2 Земельного кодекса Российской Федерации. Аналогичную возможность Проект предусматривает и для случаев организации и проведения аукционов в соответствии со статьей 46_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В Проекте предлагаются изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, направленные на урегулирование вопроса об обязательствах застройщика осуществлять строительство объектов инфраструктуры за счет собственных средств в случае превышения минимального объема жилищного строительства, указанного в извещении о проведении аукциона.

Проектом вводятся специальные основания для прекращения права аренды и безвозмездного срочного пользования в отношении земельных участков, предоставленных из государственной и муниципальной собственности для жилищного и иного строительства. Изменениями, вносимыми в статьи 46 и 47 Земельного кодекса Российской Федерации, предлагается установить двухлетний срок для застройки земельных участков, по истечении которого указанные права могут быть прекращены в принудительном порядке по инициативе органов власти, предоставивших земельные участки, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, Проектом предлагается внести изменения в статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации в части увеличения в два раза размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставленный для жилищного строительства (кроме индивидуального), в случае если по истечении одного года с даты предоставления не получено разрешение на строительство.

Предлагаемые изменения в статью 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, федеральные законы от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" позволят регламентировать отношения между организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, электросетевыми организациями и иными участниками реализации проектов жилищного строительства, осуществляемых в рамках региональных и муниципальных программ развития жилищного строительства. В частности, устанавливается, что технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технологического присоединения таких объектов к электрическим сетям, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение (технологическое присоединение) предоставляются названными организациями без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.

Изменениями в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотренными Проектом, предлагается сократить с трех до двух лет срок, в течение которого в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами), с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, исчисление суммы земельного налога производится налогоплательщиками с учетом коэффициента 2.

При доработке Проекта преимущественно учтены замечания и предложения членов рабочей группы по вопросу доработки предложений по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства, для внесения в заинтересованные органы исполнительной власти в соответствии с перечнем поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 15.05.2012 N ДМ П9-2778, созданной приказом Фонда "РЖС" от 24.07.2012 N 110, в том числе министра строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области Г.В.Елянюшкина, ОАО "Сбербанк России", ГК "Банк развития и внешнеэкономической деятельности", АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", Фонда развития жилищной кооперации Северо-Западного федерального округа, ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области", Общероссийской негосударственной некоммерческой организации "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство".

Вышеназванные изменения законодательства Российской Федерации будут способствовать систематизации правовых норм как основы взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства, позволят существенно сократить сроки реализации проектов жилищного строительства на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, привести к экономии средств, в том числе бюджетных, повысить доступность жилья для населения.